10:59 | 29 марта, 2024

вместо карты государств

(Окончание. Начало в №№29,30)
Президента Ниязова убедили разорвать соглашение с аргентинцами. Видные американские дипломаты, такие как Джон Мареска, Роберт Окли и другие, хорошо знающие Закавказье и Среднюю Азию, подключились к подготовке проекта Cent Gas. На его выполнение было выделено 2 млрд. долл. Однако террористы сумели сорвать этот проект. В августе 1998 года они атаковали посольства США в Кении и Танзании. Вашингтон ответил бомбардировкой лагерей подготовки террористов в Афганистане. К декабрю 1998 года американские компании приняли решение отказаться от прокладки газопровода через Афганистан. Этому отказу способствовало беспрецедентное падение цен на нефть (10 долл. за баррель в 1998 году) и, соответственно, на газ. Накалялись страсти в Пакистане из-за конфликта с Индией в Кашмире.
Но главное - Талибан становился все более радикально антизападным.
Эта радикализация стала неожиданностью не только для американских нефтяных компаний, но и для правительств в Вашингтоне и Лондоне. Интересы талибов и «Аль-Каиды» совпали с интересами Саудовской Аравии и Ирана. Россия тоже настороженно отнеслась к прокладке нефтегазопроводов к Индийскому океану. Все понимали, что вывоз нефти и газа из Казахстана, Узбекистана и Туркмении, которые не являются членами ОПЕК, привел бы к дальнейшему снижению цен на нефть и газ и уменьшению политического влияния стран ОПЕК. Особую опасность афганский проект представляет для Саудовской Аравии.
Террористические акты 11 сентября дали Пентагону и нефтяным компаниям повод нанести удар по неверному Талибану и оккупировать Афганистан под предлогом борьбы с терроризмом. Под этим же предлогом в Центральной Азии была создана цепь военных баз и к прокладке нефтегазопроводов привлечены вооруженные силы НАТО. Восьмой год НАТО безуспешно пытается умиротворить Афганистан. Восстание племен нарастает, в провинциях властвуют наркобароны. Они же часто являются полевыми командирами. Даже Кабул слабо контролируется оккупантами. Страна живет почти полностью на средства от наркоторговли. Производство наркотиков в Афганистане за годы оккупации выросло в четыре раза. Афганистан вышел на первое место в мире по этому смертельному промыслу.
Поражение в Ираке и Афганистане вовсе не означает, что американцы откажутся от богатств бассейна Каспия. Десятки исследовательских центров и разведывательных служб брошены на разработку обходных путей для нефтепроводов и газопроводов. Вновь рассматривается вопрос о передаче власти в Афганистане талибам. Возможно ли это? Думаю, вполне возможно, потому что ставка на «зелотов», то есть на исламских фундаменталистов, была в течение двух веков традицией английской дипломатии. Она неизменно приносила ей успех. США переняли эту эстафету, как и многое другое, у Англии.
Перекройка границ на Ближнем и Среднем Востоке необходима американцам не только для установления контроля над нефтегазовыми маршрутами. Создание Курдистана, например, позволит перебазировать туда американские войска из восставших провинций Ирака. В компенсацию за потерю курдских провинций Турцию подтолкнут к экспансии в Азербайджане и Туркмении.
Турция уже заявила о готовности возглавить консорциум по строительству мощного газопровода из Туркмении по дну Каспийского моря в Азербайджан, далее в Западную Европу, на Украину и в страны Балтии. Нефтегазопроводы Украины являются государственной собственностью. Передача их для обслуживания поставок газа и нефти из Туркмении и Казахстана не составит проблемы. Но это был бы мат газпромовскому гиганту, крахом российской сырьевой экономики. Вашингтон шаг за шагом неотступно затягивает эту удавку. У России и на Среднем Востоке должна быть своя стратегия. В этом коктейле результаты встречи Путина с президентами Казахстана и Туркмении в мае 2007 года можно рассматривать как значительный геополитический успех.
После мюнхенской речи президента Путина в нашем обществе произошло некоторое отрезвление. Но в большинстве наши правители, в сравнении с западными политиками, остаются простоватыми, наивными, эмоциональными, уступчивыми, беспомощными.
Чего стоят кремлёвские всхлипывания о «двойных стандартах»? Пора понять, что двойные стандарты - это норма поведения Запада и Китая. Английский дипломат Роберт Купер по просьбе Тони Блэра теоретически обосновал «императив двойных стандартов». Он назвал свою теорию «новым либеральным интернационализмом». Он же обосновал и доктрину «гуманитарной интервенции», и захват ресурсов других народов ввиду необходимости шаг за шагом «ограничивать суверенитет государств в эпоху постмодерна».
При этом Р. Купер имел в виду не все государства, а слабые, молодые, «недемократические». Сильные государства должны устанавливать нормы международного права, слабые - выполнять их. Внутренних дел у слабых быть не должно, как не должно быть и внутренней политики. Не должно быть и принципа неприкосновенности границ. В православной Югославии была проверена доктрина либерального империализма. Квинтэссенцией новой доктрины стала следующая «максима Р. Купера» (ее обсуждают уже пятый год): «Мир постмодерна бросает вызов - приучить людей свыкаться с двойными стандартами. Между собой мы придерживаемся закона и открытого сотрудничества в целях безопасности. Но, имея дело со старомодными государствами вне пределов постмодерновского континента Европы, мы обязаны применять старые силовые методы, включая превентивные атаки, блокады - все, что потребуется, чтобы убедить тех, кто по-прежнему живет в XIX веке, когда каждое государство радело только о себе. Между собой мы придерживаемся права, но когда мы действуем в джунглях, мы должны применять законы джунглей».
Нам надо твердо уяснить, что Запад поместил Россию в «джунгли». Из этого следует делать далеко идущие выводы.
В мире, где под угрозой оказывается всё - от международного права, гарантирующего суверенность государств, до самих государственных границ, - необходимо искать точки опоры. Для России такой опорой может стать союз с Китаем и Индией, о необходимости которого в Кремле говорят с середины 90-х, но для оформления которого до сих пор почти ничего не сделано. Ещё одним центром силы обещает стать ШОС - организация, связывающая в единый блок Россию, Китай и бывшие советские республики Средней Азии.
Следует усилить контакты с государствами, намеченными в жертву стратегии Пентагона. Это достаточно крупные державы - Иран, Пакистан, Турция, Саудовская Аравия. В этом смысле приобретает особую значимость весенний визит Путина в Эр-Риад. Однако ухудшение отношений с Тегераном в угоду Вашингтону - явный провал на стратегически важном направлении. Ну и, конечно, требуется укреплять собственные силы - армию, экономику, духовную основу нации. В мире, где вот-вот начнётся перекройка границ, обеспечить безопасность государства способна только его собственная мощь. К России это относится в первую очередь.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
18 сентября 2007, 12:32
Просмотров: 2363
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)