16:03 | 29 марта, 2024

В регионе на протяжении всей недели происходили весьма важные события, в которых активными участниками выступали практически все страны Закавказья и их более могущественные соседи - Турция, Иран и Россия. Даже трудно определить, что в большей степени скажется на политической судьбе государств и народов региона. Тем не менее, с учётом каждодневно меняющихся реалий, а также того факта, что вторая половина текущего года и почти весь 2008 год призваны стать временем изменений в системе преемственности власти сразу в пяти странах, уже сегодня можно сказать, что в конце августа регион встал перед необходимостью делать выбор.
Не будет ошибкой предположить, что самые важные события в регионе происходили с участием (прямым или косвенным) России. В этом плане, безусловно, рабочий визит президента Армении Роберта Кочаряна в РФ, его переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным в Бочаровом Ручье, несмотря на их явную конфиденциальность, имели наиболее важное значение. Разумеется, приоритетными были вопросы развития экономики и определения путей реальной интеграции двух стран в рамках документа, определившего основную направленность развития армяно-российских отношений - Договора о дружбе и сотрудничестве, подписанного в августе 1996 года. Особо выделялась тема реализации совместных крупномасштабных проектов на территории Армении, в том числе связанных с увеличением российских инвестиций, товарооборота между двумя странами, а также с углублением военно-технического сотрудничества.
Одной из международных проблем, затрагивающих глубинные интересы обоих государств, является политическое будущее Косово. В этом плане вряд ли следует считать «случайным пересмотром позиции» тот факт, что 21 августа министр обороны Армении Микаэл Арутюнян отбыл в Россию для того, чтобы принять участие во втором этапе учений «Боевое содружество - 2007» на полигоне «Ашулук» в Астраханской области. 22 августа прошла активная фаза учений с боевыми стрельбами соединений и частей объединенной системы ПВО государств-участников СНГ. При этом чуть ранее М. Арутюнян отменил свой визит в Косово, где должен был посетить расположение армянских миротворцев, несущих службу в районе городка Урошевац в составе греческого контингента, хотя в кругах НАТО ожидали приезда в сербский край армянского военного министра.
Второй из затронутых проблем международного плана могла быть тема расширения военного присутствия НАТО и США в Восточной Европе и на пространстве СНГ. Несмотря на то, что Вашингтон ещё не дал конкретного ответа на российские предложения относительно элементов ПРО в Чехии и Польше, уже ясно, что Москва однозначно негативно расценивает эти намерения как поползновение американцев «обложить» Россию своими военными объектами, так и стремление США вовлечь в НАТО такие страны, как Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Понятно, что Москву интересует отношение Еревана к данной ситуации, несмотря на то, что и сама Россия участвует в процессах военного сотрудничества с США и НАТО, и Армения не отказывается от расширения своих контактов с Вашингтоном и Брюсселем в военной сфере.
Понятно, что в условиях «неясности» в отношении возможного сближения Азербайджана с НАТО и США в сфере военного сотрудничества и однозначной позиции нынешних властей Грузии, усиливающих антироссийские провокации в регионе и не скрывающих намерений поскорее стать частью Североатлантического блока, Москва собирается предпринять ряд реальных шагов к тому, чтобы не допустить дрейфа Армении в ту же сторону больше, чем того допускают рамки нынешних условий военного сотрудничества Еревана с НАТО и США.
Региональных вопросов, интересующих Россию и Армению, тоже немало. К примеру, Грузия уже просто перешла все мыслимые границы лжи на высшем государственном уровне, буквально подстрекая США и НАТО на некие «ответные действия» против России. Официальный Тбилиси постоянно, начиная с 2003 года, стремится добиться перевода квалификации абхазо-грузинского и осетино-грузинского конфликтов в плоскость сугубо российско-грузинских отношений и вынудить Запад относиться к указанным конфликтам как к «агрессии России». Однако весьма неожиданно то, что нынешние грузинские провокации - то со «сбросом бомбы-ракеты», то с «нарушением воздушного пространства Грузии российскими самолётами», то, наконец, со «сбитым российским самолётом» в районе Кодорского ущелья - весьма настойчивы и следуют одна за другой.
Москву и Ереван данная ситуация никак не может устраивать. Даже то, что Запад вначале ринулся на выручку зарвавшемуся режиму Саакашвили (США, например, даже попытались навязать обсуждение «инцидентов» Совету Безопасности ООН, что было в категоричной форме пресечено российской стороной), но потом решил поостеречься обострять отношения с Москвой из-за какого-то взбалмошного и потерявшего чувство реальности политического недоросля, не должно успокаивать власти России и Армении. Провокационность политики Грузии в отношении России рано или поздно перерастёт и в провокационность действий Тбилиси по отношению к Армении. И в чём это может выражаться, уже видно. После долго перерыва начались «аварии» на магистральном газопроводе, по которому российский природный газ поступает в Армению. А уже завтра-послезавтра, не исключено, грузины могут закрыть для паромной переправы свой черноморский порт Поти...
Между тем Абхазия и Южная Осетия привели свои вооружённые силы в состояние повышенной боеготовности. В частности, в Абхазии, в районе населённого пункта Цебельда, прошли крупномасштабные военные учения абхазских военных и резервистов. В них принимал участие и президент республики Сергей Багапш. Возможно, абхазская сторона и на этот раз ограничилась бы лишь констатацией факта грузинских провокаций в отношении России. Но дело в том, что Грузии хватило наглости направить свой самолёт-разведчик в район Цебельды именно после того, как в зону военных учений прибыл президент Багапш. В итоге уже Абхазия открыто пригрозила грузинской стороне, что отныне любой грузинский военный летательный аппарат, в случае его появления над зоной конфликта, будет безоговорочно сбиваться силами абхазских ПВО. Это означает, что чаша терпения руководства Абхазии и командования абхазских вооружённых сил уже переполняется.
Учтём: ложь грузинской стороны уже настолько «мохнатая», что Тбилиси не стесняется бахвалиться тем, что якобы грузины сбили 21 августа российский самолёт. И это несмотря на то, что российские ВВС категорически отрицают сам факт того, что какой-либо летательный аппарат со стороны РФ вылетал в сторону Грузии или Абхазии. Правда, Тбилиси пока не ответил на версию абхазской стороны - 25 августа министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заявил, что в горах действительно упал самолет, но грузинский, который 22 августа «пересёк береговую линию и удалился в сторону Марухского перевала (верхняя часть Кодорского ущелья, контролируемого Грузией)». Так или иначе, ситуация в этой части Кавказа сейчас далека от мира и стабильности.
Президентов России и Армении не могла не интересовать и ситуация в Турции. Как известно, в этой стране после досрочных парламентских выборов, подтвердивших политическое лидерство умеренных исламистов, были назначены новые президентские выборы. 20 и 22 августа, в ходе первых двух туров голосования, туркам опять не удалось выявить нового главу государства. И опять перед Турцией замаячила угроза очередного внутриполитического кризиса. Если учесть, что это происходит на фоне обострения турецко-курдских отношений внутри Турции, а также в северном Ираке, и карательные операции турецких вооружённых сил против курдов привели к тому, что 25 курдских депутатов турецкого парламента фактически самоустранились от участия в выборах президента страны, то приходится признать, что нельзя исключать угрозы распространения нынешней турецкой кризисности на все соседние с ней страны.
Ещё одна грань региональной заинтересованности президентов России и Армении - это недавний визит президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада в Баку и его переговоры как с высшим азербайджанским руководством, так и с главой мусульман Закавказья шейх-уль-ислам хаджи Аллахщукюром Пашазаде. Разве не примечательно, что иранский лидер уже второй раз за последний год с небольшим встречается с духовным лидером мусульман Азербайджана? Тем более если учитывать, что и Ахмадинеджад, и Пашазаде являются талышами по национальности.
Если судить по официальной информации из Баку, визит иранской делегации был связан исключительно с желанием сторон ещё более углубить двусторонние отношения. В итоге было подписано пять документов, регламентирующих открытие регулярного автобусного сообщения Баку-Нахичеван, строительство автомобильного моста в районе Джульфы, сооружение ГЭС Ордубад-Маразат на реке Аракс, придание международного статуса контрольно-пропускному пункту (КПП) Шахтахты-Олдаг на границе между двумя странами. Кроме того, президенты Ирана и Азербайджана подписали совместную Декларацию о перспективах развития двусторонних отношений.
При этом одни азербайджанские аналитики указывали на то, что во время визита ничего не было сказано о положении иранских азербайджанцев, о так называемом «Южном Азербайджане» и т. д. Другие выражали недовольство тем, что, говоря о стратегических отношениях, М. Ахмадинеджад не слишком внятно высказался о политике Ирана в отношении Армении. В конечном счёте возобладала точка зрения, что М. Ахмадинеджад прибыл в Баку за тем, чтобы «выбить» у И. Алиева подтверждение хотя бы нейтралитета Азербайджана в том случае, если кому-то захочется всё же начать военные акции против Ирана.
Впрочем, президент ИРИ публично заявил на итоговом брифинге, что Тегеран поддерживает процесс мирного урегулирования карабахского конфликта и выступает за сохранение территориальной целостности Азербайджана. Этот тезис М. Ахмадинеджада очень пришёлся по душе в Баку. Правда, иранский президент добавил, что все существующие между государствами региона проблемы необходимо решать исключительно за столом переговоров и без вмешательства внерегиональных сил. М. Ахмадинеджад подчеркнул, что Иран выступает против тех, кто разговаривает с позиции силы. Но именно эти два тезиса иранского президента были проигнорированы в Баку - уже проводив иранского гостя, 23 августа И. Алиев в очередной раз пригрозил начать войну в регионе. «Азербайджанская армия с каждым днём укрепляется и готова к освобождению земель, находящихся под оккупацией вооруженных сил Армении», - заявил он, выступая перед общественностью Гаджигабульского района.
Таким образом, как можно заметить, геополитическая составляющая событий в регионе и вокруг него вновь становится угрожающей. При этом Россия и Иран продолжают предпринимать всё от них зависящее, чтобы не дать ситуации в Закавказье сползти в сторону возобновления вооружённых конфликтов, а Турция остаётся нейтрализованной своими внутренними проблемами. Значит, основные действия ещё впереди.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
28 августа 2007, 10:54
Просмотров: 2757
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)