17:33 | 29 марта, 2024

Импортозамещение, довольные свиные пятачки, пестрые коровы, счастливые селяне – телевизионная картинка обещает жизнь без бед и проблем, кредиты фермерам и прочие «плюшки» для желающих связать свою жизнь с землей, кормилицей многих поколений. Всегда выручала селянина земля, огород, лес. Так думали и коренные жители села Петропавловское, отдавшие совхозным полям и хозяйству все до последнего … пая. Только вот воспользоваться своим земельным наделом, платой за аренду своего пая или получить с него урожай – задача посложнее высшей математики. Уравнение со всеми известными никак не решается правоохранительными органами, а еще и становится поводом для привлечения к уголовной ответственности ставропольского мецената.
Ставропольского мецената сажают за подъем села? фото 2
Дата : 17.09.2017   /  Марина Ильина   /   Комментариев: 1
Спасение разоренного хозяйство дорого встало Андрею Кухарю, который узнал, что купил «дырку от бублика» вместо полноценного сельскохозяйственного комплекса. Прибегнув к законной и единственно возможной в его ситуации процедуре банкротства, Андрей Кухарь сам стал фигурантом уголовного дела. А продавец – бывший председатель оказался участником совсем другого дела – о лишении дееспособности, начатого его собственной супругой. Удастся ли Андрею Кухарю доказать невиновность и продолжить подъем села, лозунги о котором звучат круглосуточно из каждого утюга? Сможет ли Андрей Кухарь признать сделки недействительными и вернуть денежные средства, вложенные в село Петропавловсокое?
Жители села Петропавловское Арзгирского района Ставропольского края всегда по праву гордились своим совхозом «Россия». Ведь он считался в районе одним из лучших многопрофильных хозяйств. Некогда в селе проживало семь тысяч человек, большая часть которых, трудилась на градообразующем предприятии. Занимались животноводством, растениеводством. Были здесь колбасный, кожевенный и кирпичный цеха. Колхоз располагал внушительными земельными наделами, несколькими производственными бригадами и всегда отличался высокими показателями.
Старожилы села вспоминают, мало какое сельхозпредприятие могло похвастаться 11-ю героями социалистического труда. Но, к 2010 году от былой мощи предприятия не осталось и следа. Причина не природных катаклизмах, засухах и неурожае, а в алчности и бестолковом руководстве бывшего председателя СПК «Россия» Александра Васильева.

Кто развалил «Россию»?

— Васильева поставили у руля предприятия 1996 году, — рассказывает бывших зоотехник СПК «Россия», а ныне заместитель директора по производству нового градообразующего предприятия Александр Сафонов. – Пришел он по инициативе районного руководства. Уж не знаю почему, но люди его не приняли, хоть он был и местный. Не хотели за него голосовать. Но районные власти надавили, пообещали всестороннюю поддержку. И Васильева назначили.
Бывший зоотехник вспоминает, мол, по началу дела в хозяйстве шли неплохо. Сельхоз предприятие более десяти лет удерживало лидирующие позиции в районе. Но начиная с 2010 года в совхозе стали происходить странные вещи.
— Урожаи вроде нормальные получали, — продолжает Александр Сафонов. – А зарплату стали задерживать, выплаты за паи стали меньше, долги по кредитам.
К разговору присоединяется глава администрации села Петропавловское Петр Вишняков.
— До 2013 года, я был бригадиром первой бригады в СПК «Россия». В полеводстве всю свою сознательную жизнь работал. Видя ситуацию, к которой ведет хозяйство бывший председатель, я принял решение подать заявление по собственному желанию.
Сотрудники предприятия выяснили, что совхозное имущество, три производственные бригады с 28-ю объектами недвижимости ушли во владение фирмы, оформленной на зятя Александра Васильева – все это якобы за долги.
Ставропольского мецената сажают за подъем села? фото 3
— Совхоз арендовал у этой компании два комбайна, — говорит Александр Сафонов. – За годовую аренду совхоз платил 5 миллионов рублей. Тогда как на ремонт собственной техники, 23 комбайнов, выделялось всего полтора миллиона. Да и не было у нас особой нужды в этой дополнительной технике. Считаю, что все это делалось намеренно, чтобы искусственно раздуть долги.
— Все эти договора заключались в кулуарах, без согласования с членами правления совхоза, — добавляет Петр Вишняков. – Ведь в уставе предприятия прописано, что нельзя вести коммерческой деятельности с родственниками. И Васильеву об этом было прекрасно известно.
Со временем перед селями и сотрудниками предприятия нарисовалась весьма нелицеприятная картина. Оказывается, за годы своего правления, Васильев сделался настоящим помещиком. У его семьи в собственности оказалось аж 200 земельный паев.
Один из журналистов, вставший на защиту Васильева, написал, что земли им подарили родственники. «Это сколько же родственников нужно иметь, чтобы такие богатства нажить», — задаются вопросом селяне.

Без пая и жизнь не та

Сотрудники предприятия рассказывают, что в какой-то момент Васильев и его супруга начали скупать земельные паи у крестьян фактически за бесценок. Кого-то уговаривали отдать и задаром, дескать, времена настали тяжелые, без земли колхозу не выстоять, а так земля на сторону не уйдет. И люди верили. Уводя на сторону совхозные земли, Васильевы использовали различные хитроумные схемы. Не гнушались и обманывать своих односельчан. Председатель Совета Ветеранов Светлана Шамаева вспоминает, как супруга Александра Васильева Ольга вызывала людей в правление и подсовывала какие-то документы якобы накладные за получение масла в счет оплаты паев.
— Бумагу мне подсовывает и говорит: «расписывайся за масло». А сама документ рукой прикрывает. Я тогда ничего подписывать не стала. А люди-то подписали.
Как потом оказалось, крестьяне передали землю в аренду не своему совхозу, а сторонней организации.
Схема ловкого отъема имущества и земель СПК «Россия» у семейства Васильевых была отработана до мелочей. Что называется, все в дом, все в семью. Дочери Васильева учредили две фирмы «Агро-Русь» и «Диметра». С этими фирмами колхоз заключал заведомо кабальные договора на поставку пшеницы по заниженным ценам. Часто они сопровождались штрафами в случае невыполнения условий, выполнять их, как не трудно догадаться, Васильеву было не выгодно.
В результате зерно уходило вдвое дешевле рыночной цены, а то и вовсе отдавалось задаром в счет погашения огромных, ничем не обоснованных штрафов.
От земельной схемы, участником которой была компания «Агро-Русь», у краевой власти вообще должны были волосы дыбом встать. Ведь речь идет об огромных участках муниципальной земли, которая должна была обрабатываться местными производителями, а в идеале, градообразующим предприятием. Но это в идеале. На деле, СПК «Россия» эти земли вставали втридорога. В начале, судя по всему, по предварительной договоренности, земли брались в аренду фермерами без аукциона, а затем сдавались в субаренду «Агро-Руси». И только после этого, земельные участки фирма дочери Васильева сдавала ее «России». Муниципалитет в итоге получал копейки, а ничего не производящая «Агро-Русь», только за перепродажу муниципальной земли получала 20% от урожая.

Сошел с ума?

Однако не только доверчивых односельчан оставил в дураках Александр Васильев. На закате своей карьеры он умудрился обвести вокруг пальца известного в крае мецената и предпринимателя Андрея Кухаря.
Ставропольского мецената сажают за подъем села? фото 4
Осознав, что загнал предприятие в долговую яму, Васильев принял решение обратиться к председателю Ассоциации организаций агропромышленного комплекса «АгроСоюзЦентр» Андрею Кухарю. Андрей Николаевич человек в крае известный, активно занимается благотворительностью и в свое время, взял на буксир не одно предприятие, оказавшееся в тяжелом финансовом положении. Васильева с Кухерем познакомил председатель районного совета Анатолий Кострицкий. Взять финансовое «шефство» над колхозом Андрей Кухарь согласился не сразу. Сотрудники совхоза вспоминают, как Васильев пускал потенциальному инвестору пыль в глаза, возил его по полям и весям и с гордостью демонстрировал колхозное имущество и земли, прекрасно осознавая, что все это «России» уже не принадлежит.
В конце концов, Андрей Кухарь согласился протянуть руку помощи, лежащему в тот момент на спине, предприятию. Инвестор подписал с Васильевым договор на покупку будущего урожая на сумму почти в 100 миллионов рублей. Но под личное поручительство семьи Васильевых. Первые деньги ушли на счета предприятия, после чего Кухарь заказал независимую ревизионную проверку финансово-хозяйственной деятельность СПК «Россия» за три финансовых года. Для ее проведения была привлечена пятигорская компания «Агроревсоюз». Ознакомившись с заключением аудиторов, Кухарь едва не лишился дара речи. Долги, земли — всего ничего, производственные бригады, которые демонстрировал Васильев, не принадлежат совхозу. Но давать задний ход было уже поздно, деньги были уже вложены.
Поняв истинный масштаб катастрофы, Кухарю не оставалось ничего другого как инициировать процедуру банкротства СПК «Россия». В противном случае могла бы наступить ответственность вплоть до уголовной за сокрытие истинного положения дел. Кроме того, существовала большая вероятность дальнейших убытков для хозяйства, работников и кредиторов. Решение было принято и одобрено на заседании правления СПК «Россия».
Процедура банкротства была запущена. А вместо СПК «Россия» возникло новое градообразующее предприятие ООО АПК «Петропавловское». Туда перешли почти все сотрудники бывшие сотрудники совхоза.
А что до бывшего председателя, то наворотив таких дел Александр Васильев попытался сойти за сумасшедшего. Как только в судах начались процессы по возврату совхозной собственности, в Следственный комитет и прокуратуру посыпались заявления и жалобы от обиженных селян, а в открытых источниках появились письма к губернатору края Владимиру Владимирову с просьбой посодействовать в возврате коллективной собственности, Ольга Васильева инициировала процесс по признанию ее мужа недееспособным. Дескать, подписывая соглашение с «Союзом» на 170 миллионов рублей он не осознавал характер своих действий. Выходит, что постепенно растаскивая колхоз и отчуждая землю и имущество в пользу своих родственников, он характер своих действий тоже не осознавал? А стало быть, все эти сделки можно признавать не действительными?
По последней информации психиатрическая экспертиза назначенная судом признала Александра Васильева вменяемым. В отношении него даже уголовные дела возбудили, только ходу им до сих пор нет.

Меценат против банды?

Наблюдая за «выкрутасами» бывшего председателя, а потом, получая банальные отписки от тех, кто казалось бы, должен защищать их интересы, селяне задаются вопросом: «Неужели люди, так легко расхитившие совхозное имущество и уничтожившие некогда процветающее предприятие, уйдут от ответственности»? Ведь с тех пор как им стала ясна истинная картина, они неустанно пишут жалобы везде, плоть до президента России. Но все в итоге замыкается на районной прокуратуре и следственном комитете, которые по их мнению, бездействуют.
«Неужели нам придется отстаивать свои права с вилами в руках»? – вопрошают старожилы села.
Но глядя на бывшего председателя больного (Александр Васильев практически ежедневно проходить процедуру гемодиализа) и резко состарившегося, даже сочувствуют ему и понимают, какой с него спрос?
Жители села надеются, что скоро в их жизни все наладится. Ведь с приходом инвестора жизнь села начала меняться к лучшему.
— Сейчас предприятие работает стабильно, — говорит директор ООО СПК «Петропавловское» Сергей Фисенко. – Многие сотрудники, вынужденные были уйти, возвращаются. Сейчас у нас работают около 100 человек, не считая рабочих, привлекаемых на сезонные работы. Заработная плата выплачивается вовремя.
Ставропольского мецената сажают за подъем села? фото 5
Инвестиции, по словам сотрудников, позволили отремонтировать мастерские, возвести забор вокруг центрального склада, отремонтировать технику и т.д.
Ожила и социальная сфера села. Во дворце культуры отремонтировали концертный зал, закупили новые кресла. В школе сделали ремонт пищеблока, оснастили классы новыми партами. И договорились с градообразующим предприятием о том, что будут ремонтировать по классу в год. Довольны изменениями и старожилы села. В помещении, где располагается совет ветеранов, сделали ремонт. Выделяются средства для проведения различных мероприятий, закупаются подарки для пенсионеров, ветеранов, многодетных семей. До возвращения прежних позиций, еще далеко. Ведь большую часть украденного имущества еще предстоит вернуть.
— Сейчас у нас осталась только одна производственная бригада, — говорит Сергей Фисенко. – И расположена она за 30 км от земельного надела, на котором ведутся сельхоз работы. Представьте какие это затраты и физические и материальные. Ведь технику: культиваторы, сеялки, систему орошения и т.д. приходится гнать на такие расстояния?
Но и это не самое страшное. Предприятие, которое только-только стало вставать на ноги, в буквальном смысле заваливают запросами и проверками различные надзорные органы. Создается такое ощущение, что СПК «Петропавловское» кто-то намеренно вставляет палки в колеса. Заместитель директора по общим вопросам Александр Медведев демонстрирует целую башню из папок. И это только запросы от налоговых органов.
Ставропольского мецената сажают за подъем села? фото 6
— В день может поступить от 5 до 30 запросов, — говорит Медведев. – Запрашивают разную документацию, в том числе и на контрагентов. При этом срок на исполнения запросов отводят от 5 дней до 18 часов. Это даже чисто физически сделать очень сложно. Тем ни менее сотрудники предприятия вынуждены отрываться от производственных дел и заниматься бумажной работой.
Комментарий эксперта:
Ольга КОСЕЦ, президент МОО «Деловые люди», муниципальный депутат Новой Москвы:
— Прежде чем вложить куда-либо деньги, необходимо проверить предприятие-реципиента. Не надо демонстрировать купеческие замашки и проверять в сегодняшних реалиях крепость слова. Я, как ни пыталась вникнуть в суть проблемы, так и не смогла ответить на несколько вопросов – почему юристы изначально не просмотрели документацию, как можно брать на себя ответственность за судьбу предприятия, большого коллектива при таком, мягко говоря, гусарстве, а потом сетовать, что пост-фактум появилось множество незапланированных проблем и, как следствие, проверок?
Я не увидела во всей этой истории какого-то умышленного сговора надзорных органов или инициатив третьей стороны. И опять-таки, почему не приглашены даже в этой ситуации юристы для решения возникающих вопросов? Откуда такая детская наивность при прокурорских запросах и активности налоговой инспекции? Почему не было вовремя опротестовано административное давление?
В общем, я в очередной раз сталкиваюсь с русским авось в бизнесе, когда не пронесло, а, наоборот, «неожиданно» поприжало. Но, с другой стороны, на что можно рассчитывать при таком отношении? Только на массу неприятностей, причем, серьезных!
Но самое печальное, что эта нездоровая тенденция весьма характерна для российского предпринимательства. В нашу организацию «Деловые люди», которая объединяет сотни предпринимателей из различных регионов, регулярно обращаются бизнесмены, попадающие в аналогичную передрягу. Из-за незнания законов, алгоритмов решения вопроса и, разумеется недопонимания масштабности последствий. В прошлом году я систематизировали всю аккумулированную информацию по данной теме, оформила заявку и получила президентский гранд на реализацию проекта «Законная защита. Совершенствование механизмов правовой защиты малого и среднего предпринимательства», направленного на повышение юридической грамотности представителям МСП и оказание консультационной помощи при возникновении трудностей в правовом поле. Без малого год мы занимались выполнением этого проекта – проводили бесплатные семинары, на которых лучшие специалисты читали лекции и отвечали на конкретные вопросы, устраивали круглые столы с обсуждением наиболее актуальных проблем и их решений. Вы не поверите, но я сама получила настолько много полезных сведений и практических советов, что совсем недавно поступила на юрфак одного из лучших университетов Минюста России.
Все это я к тому, что есть смысл сделать попытку воспользоваться помощью компетентных юристов. Это разумнее, чем томиться в ожидании усугубления текущих процессов. Ведь лучше поздно спохватиться, чем сокрушаться об упущенных возможностях где-то на пересылке…
Это еще что? В 2014 году, в разгар посевной кампании, сотрудников СПК пытались спровоцировать на конфликт, который едва не обернулся кровопролитием.
Работники вспоминают, на одной из земельных участков предприятием была проведена подготовительная работа к посевной. Любой, кто имеет отношение к сельскому хозяйству, знает, каких средств это стоит. Этот участок, в период незаконченного сельскохозяйственного года «Агро-Русь» незаконно уступило право аренды в пользу ООО «Парижская коммуна». Разумеется, возник гражданско-правовой спор. Но земля не должна была простаивать, необходимо было засеять пшеницу. Арендатор спорного участка А. Кулаков пытался блокировать сев. И с этой целью на поля прибыл «десант» из лиц дагестанской национальности.
— Только потом мы узнали, что багажники их автомобилей были под завязку набиты оружием, — рассказывает Сергей Фисенко. – Одно не острожное слово с нашей стороны, одно не правильное действие, и жертв могло быть очень много.
В итоге инвестору Андрею Кухарю удалось погасить конфликт и худо-бедно договориться с оппонентом, пшеницу засели. Но, это было только начало конфликта, который велелся в возбуждение уголовного дела в отношении Андрея Кухаря. Но это уже совершенно другая история…..
Продолжение не заставит себя ждать…
P.S. «Союзу» удалось отсудить одну из производственных бригад в Арбитражном суде. Это решение, разумеется, не устроило «собственника» имущества, родственника Васильева, Александра Климова. Вторая инстанция почти год тянула с рассмотрение и вынесло решение в пользу ответчика. В данный момент «Союзом» подана кассационная жалоба в Северокавказский арбитражный суд.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
17 сентября 2017, 20:20
Автор: Марина Ильина
Просмотров: 3294
Поделиться:

Ссылки по теме

Комментарии к статье 1

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 1)
 
17 сентября 2017 в 21:18 u394673502 Таких как Васильев- в каждой деревне. Обычное мошенничество. Разграбить хозяйства и уйти на пенсию. Сколько таких крепких хозяйств разорено? Теперь все преступники невминяемые, а люди, любящие землю, и поднимающие её - преступники. Иметь дело с землей все опасней и опасней.