08:58 | 29 марта, 2024

В одной из наших недавних работ был достаточно подробно представлен наиболее вероятный сценарий массированного ракетного удара со стороны стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев B-1B «Lancer» Военно-воздушных сил США по ядерной научно-исследовательской и промышленной инфраструктуре Исламской Республики Иран. Также была чётко аргументирована вероятность использования для удара аэродромов подскока на территории Австралии, что подтверждается на основании свежих новостных сводок телеканала ABC и более ранней информации о развёртывании B-1B н австралийской авиабазе Амберлей.
Высокопоставленная делегация Минобороны, верховного руководства и командования ВВС Ирана ознакамливается с демонстратором ракеты дальнего воздушного боя «Fakour-90»; слева направо: экс-министр обороны Ирана Хосейн Дехкан, президент Ирана Хасан Рухани и командующий ВВС Ирана Хасан Шах-Сафи (ныне главой оборонного ведомства ИРИ является бригадный генерал Амир Хатами) Высокопоставленная делегация Минобороны, верховного руководства и командования ВВС Ирана ознакамливается с демонстратором ракеты дальнего воздушного боя «Fakour-90»; слева направо: экс-министр обороны Ирана Хосейн Дехкан, президент Ирана Хасан Рухани и командующий ВВС Ирана Хасан Шах-Сафи (ныне главой оборонного ведомства ИРИ является бригадный генерал Амир Хатами)
Дата : 07.08.2018   /  Евгений Даманцев   /   Комментариев: 0
Основной предпосылкой к столь внезапному вынесению вопроса иранской «ядерной программы» на геополитическую повестку дня Вашингтоном стал частичный провал США в сирийской военной компании, где с помощью «Белых касок» и провокаций с химическим оружием американцам так и не удалось достичь желаемого результата — сохранения многочисленных «зелёных плацдармов» боевиков «Свободной сирийской армии». Теперь Белый дом и Пентагон, для сохранения собственного имиджа перед западным миром и рейтинга Трампа перед электоратом, попытаются сделать всё возможное и невозможное для склонения чаши весов в свою сторону в донбасском и иранском вопросах. И это факт!
Между тем, с максимальной долей вероятности можно утверждать, что американские B-1B не станут единственным воздушным агрессором, который может попытаться атаковать иранские земли с целью достижения своих региональных амбиций в Передней Азии. Достаточно большая роль в этом действе будет принадлежать тактической авиации ВВС Израиля, лётный состав которых на протяжении уже трёх с половиной десятков лет (со времён бомбового удара по ядерному реактору «Озирак») оттачивает навыки низковысотного преодоления противовоздушной обороны противника. Тем не менее, в отличие от лётчиков американских B-1B, экипажам израильских тактических истребителей F-15I «Ra`am», F-16I «Sufa» и F-35I «Adir» однозначно потребуется входить в воздушное пространств Ирана для нанесения ударов по ядерной и промышленной инфраструктуре, находящейся в глубине государства. Возникает логичный вопрос: для чего? Ведь на вооружении израильской авиации имеются тактические ракеты большой дальности «Popeye-2», «Delilah-AL», обладающие дальностью в 150 и 400 км соответственно.
Всё дело в том, что расстояние от Персидского залива до окрестностей Тегерана и Кереджа (здесь находится большинство ядерных научно-исследовательских центров республики) превышает 500-550 км. Само собой разумеется, что подобные географические обстоятельства вынудят командование Хель Хаавир разработать ударную операцию, предусматривающую вход в воздушное пространство Ирана на глубину 100-150. Более того, рассматривается вариант подавления имеющихся в распоряжении Войск ПВО Ирана зенитно-ракетных комплексов дальнего радиуса действия «Фаворит» и «Bavar-373», для чего потребуется применение противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM и малозаметных управляемых планирующих авиабомб семейства «Small Diameter Bomb». Для этого израильским лётчикам придётся углубиться в воздушное пространство Ирана на 350-400 км. Здесь-то они и столкнутся с грозным венцом инженерной мысли ирано-китайско-американской оборонки — дальнобойной ракетой класса «воздух-воздух» «Fakour-90» («Факур-90»).
Начальная боевая готовность, а также запуск крупносерийного производства этих ракет дальнего воздушного боя были анонсированы 23 июля 2018 года главой оборонного ведомства Ирана Амиром Хатами, в ходе церемонии в ознаменование этого значительного события. О предпосылках запуска серийного производства «Факуров-90» в ИРИ можно слагать легенды. Но лишь одно известно точно, разработкой эскизного проекта, а также освоением сборки этих ракет иранская научно-производственная инфраструктура во многом обязана давнему шахскому периоду, продлившемуся до исламской революции 1979 года. В 1972 году (в последнее десятилетие правления дружественной Вашингтону иранской шахской династии Пехлеви) тогдашний 36-й президент США Ричард Никсон принял решение поставить ВВС Ирана передовой на то время дальний палубный перехватчик F-14A «Tomcat», адаптированный для применения с наземных авиабаз. Такая щедрость была совершенно не случайна и объяснялась исключительно желанием Пентагона обеспечить ВВС Ирана полным воздушным господством над устаревающими ВВС Ирака, оснащёнными однодвигательными многоцелевыми истребителями 3-го поколения МиГ-23МЛ/МЛД. На тот момент США поддерживали шахский режим Ирана в территориальных распрях с Багдадом относительно принадлежности Хузестана и трёх острово в Ормузском проливе.
Иранский F-14A «Tomcat», оснащённый американскими ракетами AIM-54A «Феникс» Иранский F-14A «Tomcat», оснащённый американскими ракетами AIM-54A «Феникс»
Естественно, перехватчики F-14A передавались иранским ВВС, как говорится «при полном фарше» в виде ракет воздушного боя большой дальности AIM-54A/B «Phoenix», которые в своё время представляли основу палубной компоненты ПРО ВМС США для уничтожения советских тяжёлых противорадиолокационных ракет Х-22МП/НА, запускаемых с подвесок дальних многофункциональных бомбардировщиков Ту-22М2/3. Почти за три с половиной десятилетия эксплуатационный срок большинства переданных Ирану AIM-54A/B истёк; потребовалась немедленная разработка новых ракет аналогичного класса, ведь иранским специалистам удалось продлить эксплуатационный ресурс самих F-14A «Tomcat». Так и зародился проект «Fakour-90». За основу была взята конструкция нескольких сохранившихся американских «Фениксов» (AIM-54A). Как мы можем увидеть по фотографиям, сделанным в сборочном цеху одного из иранских научно-производственных объединений, конструкция ракеты воздушного боя «Факур-90» имеет нормальную аэродинамическую схему с развитыми крыльями большого удлинения, а также крупными прямоугольными хвостовыми аэродинамическими рулями, лежащими в одних плоскостях с крыльями. Такая схема позволила сохранить маневренность и предельные углы атаки ракеты на достойном уровне даже при уменьшении скорости до 1500 км/ч (после выгорания твердотопливного двигателя и полёта по инерции).
Судя по заявлениям иранских специалистов, максимальную скорость полёта ракеты «Факур-90» на момент выгорания топливного заряда двигателя удалось сохранить почти на гиперзвуковой отметке в 4900 — 5200 км/ч, благодаря чему ракета имеет огромные преимущества в перехвате уходящих на полном форсаже (со скоростью около 2М) израильских истребителей F-15I. Обнаружить же данные израильские истребители иранским F-14A «Tomcat» будет достаточно просто даже на удалении 220-240 км, ведь за это по сей день отвечает достаточно мощная бортовая РЛС AN/AWG-9, способная обнаружить цель типа «бомбардировщик» на расстоянии 315 км. Благодаря наличию больших крыльев и аэродинамических рулей большой площади ракета «Fakour-90» может при маневрировании реализовать перегрузки в 18-20 ед., легко перехватывая маломаневренные и нагруженные подвесным ракетным вооружением израильские истребители F-15I и F-16I.
Первые серийные экземпляры ракет «Факур-90» в выставочном зале Первые серийные экземпляры ракет «Факур-90» в выставочном зале
Иранская ракетостроительная промышленность вполне способна производить компактные двухрежимные твердотопливные ракетные двигатели для «Факуров-90», сходных по конструкции с теми, которыми оснащались американские ракеты «Феникс». Но даже если в этом направлении и появятся проблемы, оборонка Ирана имеет резервный вариант — российские двухрежимные твердотопливные двигатели от наших ракет воздушного боя Р-33 и Р-33С, предназначенных для перехватчиков МиГ-31Б/БМ. Диаметр их корпусов сходный с американскими «Фениксами» и составляет 0,38 м, а это значит, что двигатели имеют аналогичные геометрические параметры и тягу. Дальность действия «Fakour-90», доходящая до 150 км, может дать фору большинству штатовских и израильских ракет воздушного боя (AIM-120C-7 и «Дерби»), а поэтому израильские лётчики могут в первые же минуты после нарушения иранских воздушных границ жестоко поплатиться за попытку удара по ядерным центрам республики. Не меньший интерес вызывает и система наведения новых ракет.
Если даже у старых «Фениксов» это было активное радиолокационное самонаведение, то и здесь стоит ожидать аналогичного типа головки самонаведения. Только вот цифровая «начинка» устройств обработки радиолокационной информации может включать в себя совершенно новые китайские процессорные модули, за счёт чего помехозащищённость ракеты будет куда выше, чем у прежних американских ракет «Феникс». А поэтому в ходе возможных будущих израильских авиаударов по Ирану можно смело ожидать большие сюрпризы.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
7 августа 2018, 17:20
Автор: Евгений Даманцев
Просмотров: 2588
Поделиться:

Ссылки по теме

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)