09:08 | 25 апреля, 2024

Россия сформулировала стратегический императив XXI века

Первое. После случившегося в Южной Осетии мир стал другим. Это, конечно, трюизм. Мир меняется каждое мгновение и каждое мгновение становится другим. И всегда остается прежним. Главное, что показал конфликт, это то, что 500-летняя война Запада против России продолжается и ее содержание не зависит ни от эпохи, ни от внутреннего устройства, ни от характера власти. Эта универсалия должна быть осознана до конца, и понимание этого факта жизни должно закладываться с первой минуты жизни каждого жителя России: деловое взаимодействие России с Западом возможно. Доверие - нет, никогда и ни при каких обстоятельствах.
Второе. Сегодня США совершают, уже совершили, поистине роковую ошибку. Не высказав ни слова осуждения Саакашвили за очевиднейшее нарушение всех договоренностей и столь же очевидную агрессию, а объявив агрессором Россию, США показали миру, что для них не существует понятия правды и чести. Какому миру? Есть маленький нюанс, который должен быть ясно осознан. Мир не ограничен США и даже «Западом». Это моральная катастрофа, масштаб которой сегодня ими не осознается.
Западные СМИ могут обмануть народ, но не элиту других стран. Они не могут, например, обмануть элиту Китая, который прекрасно понял, что и почем в осетинской истории. Китай сегодня молчит. Но молчание Китая весомее любых слов, тиражируемых сегодня CNN и BBC. Китаю можно много не говорить.
Но непреложный факт состоит в том, что в Иране США и их союзникам предстоит столкнуться теперь уже не с Ахмединежадом, а с тенями Ху Цинтао и Путина. Министр иностранных дел России сказал это довольно внятно. Китай оскорбление Соединенными Штатами Олимпиады не простит безо всяких слов. Посему на месте своих многочисленных израильских друзей я бы лично серьезно задумался, во что эти тени могут материализоваться. Билеты на самолеты пока продаются свободно. Но они могут серьезно подорожать.
Третье. Афганистан. Нет таких врагов, которые не могли бы стать союзниками, и нет таких союзников, которые не могли бы превратиться во врагов. До сегодняшнего дня можно было говорить об определенном совпадении интересов России и США в этом регионе. Подозреваю, что это уже в прошлом. Китай и Россия при необходимости разберутся с этим регионом без посторонних. Ни Китаю, ни России не нужен контролируемый Западом пояс в центре материка. А политический выбор не подразумевает выбор между «плохим» и «хорошим». Поэтому не могу исключить, что обратный отсчет времени для ограниченного натовского контингента в Афганистане уже пошел.
Четвертое. Ближний Восток. Поддержка Соединенными Штатами иракских курдов неизбежно заставляет Турцию ограничить сотрудничество с США. Турция не позволит создать у себя в подбрюшье курдское государство даже ценой войны. Иначе Турция перестанет существовать. Поддержка Турцией позиции России в юго-осетинском конфликте и заведомое ее неучастие в конфликте с Ираном неизбежны. Предметом торга с США мог бы стать отказ первых от поддержки курдов. Но, как кажется, такой торг перспективы не имеет. Какие-то сиюминутные обещания Турции, конечно, могут быть даны. Но стратегически их вес нулевой. США, к сожалению, ясно показали, что они не исполняют обещаний.
Пятое. Европа. Первый звонок прозвенел. Согласно подписанным договоренностям, США не являются пока гарантами грузинского умиротворения. Согласно исходному документу, гарантов трое: ЕС, Россия и ОБСЕ. Конечно, скорее всего США окажутся в списке. Полагаю, что Кондолиза Райс как раз и занималась в Париже этим вопросом. Но... почувствуете нюанс: Европа ставит условия США. А не наоборот. Эту деталь трудно переоценить.
Шестое. Вполне вероятно, что на повестке дня стоит вопрос: не пришла ли пора Европе получить контроль над Ближним Востоком? Ближний Восток - тот самый орган, за который США держат и политически контролируют Европу. Европа получает с Ближнего Востока более 70% своих энергоресурсов. Между тем, сами США от Ближнего Востока практически не зависят. США имеют собственные огромные запасы нефти, и сегодня настоящий бум начинается в Вайоминге, Северной и Южной Дакоте, где давно известны колоссальные запасы тяжелой нефти, примерно таких же, как в канадской провинции Альберта. Заместить 10% ближневосточной нефти США могут без труда. Но что тогда делать США на Ближнем Востоке? Зачем он им нужен. Контроль над Европой, а теперь еще и над поставками ресурсов в Китай - единственная цель их присутствия. Это имеет исключительно геополитический, а не экономический смысл. Другой вопрос, а готова ли сама Европа к освобождению от своего затянувшегося полуколониального состояния? Это вопрос к европейским политикам.
Россия показала сегодня Европе, что она готова, в отличие от США, играть по цивилизованным правилам. Не сомневаюсь, что Россия может развеять и европейские страны относительно своего «энергетического контроля» над ней. Если ближневосточная нефть перейдет под контроль старой Европы, вопрос практически отпадет сам собой. Но Россия не может сделать для Европы то, что та должна сделать сама. До сих пор Европа демонстрировала полное отсутствие политической самостоятельности и воли. Прозвучавший звонок - нечто новое. Даже более новое, чем отказ Франции и Германии поддержать США в войне с Ираком.
Седьмое. Фактически сегодня Россия обозначила стратегический императив XXI века: Евразия без США.
Это, если угодно, не сформулированный аналог Доктрины Монро для Евразийского контингента.
Говорить рано. Но то, что цель поставлена, сомнений нет. Юго-осетинский конфликт - это первый шаг по этой трудной дороге. Нет сомнений, что в достижении этой цели у России союзники есть. И немало. Они пока неорганизованы и не всегда заметны невооруженным глазом. Но они есть и они действуют. Пока исподволь.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
19 августа 2008, 16:32
Просмотров: 2280
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)