14:25 | 19 апреля, 2024

Вот уже год в оперативном полку Владикавказского соединения внутренних войск существует особое подразделение - «вьючно-транспортная рота». 38 лошадей низкорослой породы были закуплены в Кабардино-Балкарии специально для службы в горной местности. Недавно это необычное подразделение вернулось из очередной командировки.
- Не поверите, жена ревнует меня к моим красавицам! Ведь, слава Богу, разумная женщина, а обиды какие-то глупые: мол, я только о них и думаю, да еще сына за собой на конюшню таскаю. Смешная женщина, как же можно их не любить? - Ибрагим Фиров, улыбаясь, разводит руками и подбрасывает свежее сено пегой лошадке, нетерпеливо постукивающей копытами. Рядом звучно хрумает сухие стебли гнедой жеребец с челкой, закрывающей половину морды. - Это - Лютый. Не знаю, кто его так окрестил. Конь, в общем-то, смирный, характер покладистый. Не в пример вот этой «барышне». Она капризная бывает, и пока у нее нет имени. Хочу назвать ее Буденка. Слышал, что в гражданскую войну командарм Буденный себе подбирал именно таких светленьких кобылиц, - Ибрагим погладил пегую по невысокой холке.
Он - старшина роты, а они - его подопечные, или, что по-военному точнее, подчиненные. Как они нашли друг друга, история длинная. Кабардинец Ибрагим уже не юнец, службу по контракту выбрал осознано. Было в его биографии разное: успел и на ипподроме поработать, и в коммерции себя испытать. Но все как-то не ладилось: то зарплата не устраивала, то дело было не по душе. А тянуло всегда к этим умным и грациозным животным. Малая родина Ибрагима - село Нартан, которое соседствует с Нальчиком, издавна славится хорошими наездниками. Здесь мужчин с малых лет приучают держаться в седле и находить подход к любой, даже самой норовистой лошади. Сельские парни не хуже голливудских ковбоев могут обуздать горячего скакуна, объездить его и сделать из коня верного помощника. Вот и отец Ибрагима, знатный табунщик с 35-летним стажем, сына всегда брал с собой на работу. Все было: и первые падения с лошади, и участие в первых скачках, и доверие тех, кого приручил. С детства запомнил Ибрагим Фиров отцовскую поговорку: «Где морда лошадиная, там осла не будет». И уже из собственного общения с выносливыми, смышлеными помощниками человека сделал вывод: эти слова отца - не пустой комплимент, а искреннее признание ума лошади и ее верности.
- Иной раз с ними легче понимание могу найти, чем с людьми, - признается Ибрагим. - Главное, чтобы человек при лошади был такой, ну, одним словом, «стахановец». То есть, чтоб труда не боялся да грязи не чурался. Конь - ухоженный, сытый и служит так, словно ему это все в радость. Я с ними разговариваю, объясняю, что сейчас надо сделать, что потом. На ухо скажешь, тихо-тихо, а он головой кивает. Все-все понимает. Я же здесь как тот жнец да игрец: я и подковать могу, и за шорника, и за доктора, если что вдруг случится. Одним словом - коневод.
Юнец Лютый, который больше других радостей любит сочные зеленые яблоки, на поверку оказался «бойцом» опытным. Только за этот год вместе с Ибрагимом Фировым он более 25 раз поднялся по горным серпантинам с тяжелой поклажей на спине. В районе выполнения служебно-боевых задач, высоко в горах, где стоят заставы горно-штурмового полка, лошади - незаменимые помощники бойцов минометного отделения. Каждой в сутки полагается по полбрикета сена, это около шести килограммов, и по миномету - на спину. Груз солидный. Поэтому на службу в эту специальную часть и выбирали лошадок низкорослых. Статные кони, например, знаменитой донской породы, более подходят на роль гужевых, а вот низенькие скакуны, «кабардинцы», лучше всего показали себя в качестве вьючных помощников военных. За год кони и люди вместе преодолели не один крутой горный подъем, прошли многими заповедными тропами. Они вместе делили трудности, присматривались друг к другу. Получается, что и службу несли на равных, совместно с подразделением пограничников контролируя ответственный участок границы, охраняя укромные лощины и скальные уступы.
Здесь и люди, и лошади живут в палатках. Только коней определили на постой в УСТ-56. Так по-военному определяется палатка «унифицированная специальная техническая». Тесновата она, конечно. Но в ней нашлось место для двух лошадей и самого Ибрагима. Нет, разумеется, у него был выбор: обустроить свое походное житие-бытие с товарищами по роте или... эта палатка. Он выбрал второе. Теперь без преувеличения можно сказать, что старшина делит со своими подопечными и кров, и тяготы с лишениями походной жизни.
Со стороны служба вьючно-транспортной роты не впечатляет размахом, но ее лошади делают обыденное дело, помогая парням с белым конем на шевронах - эмблемой Северо-Кавказского округа внутренних войск - охранять мир и спокойствие в регионе.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
25 декабря 2007, 15:23
Просмотров: 1877
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)