14:12 | 29 марта, 2024

В прошлых номерах «СК» (№№ 6,7) писал о состоянии высшего и среднего профессионального образования в Дагестане. И теперь вниманию читателей мы предлагаем обзор состояния дел в школах республики.
Прошли несколько «сытых» лет, благодаря которым в стране начали работать приоритетные национальные проекты, в числе которых - «Образование». В этом и последующих годах такие обильные финансовые вливания и в образование, и в здравоохранение, как раньше, вряд ли будут. Если удастся хотя бы сохранить достигнутый уровень - и то хорошо. А насколько удалось улучшить ситуацию, можно ли быть удовлетворённым? Не скажу за всю страну, но в одной отдельно взятой республике Дагестан положительно ответить на этот вопрос сложно.
Но для начала, справедливости ради, отметим: нацпроект «Образование» позволил залатать наиболее зияющие дыры. За три последних года, по словам министра образования и науки РД Алексея Гасанова, в республике возведены более 40 школ, получены десятки единиц школьных автобусов для подвоза детей, живущих далеко от школы. 300 школ в республике получили по миллиону рублей, сотни учителей-новаторов щиков получили по 100 тысяч рублей (точнее, по 87 - столько остаётся после удержания налога). Значительно улучшилась материально-техническая база школ. Практически все школы подключены к интернету, по количеству компьютеров на одного школьника республика достигла среднероссийских показателей. Улучшения есть, и чтобы их не увидеть, нужно сильно зажмурить глаза.
Однако здесь возникают вопросы. Если 300 школ получили какие-то средства, то что должны делать остальные 1300? Что чувствуют те педагоги, которые не меньше заслуживали 100-тысячного поощрения, но не получили? Обиду на тех, кто получил? Или на государство - за несправедливость? Какая бы школа ни была, как бы она ни была оснащена, главным действующим лицом в обучении и воспитании детей остаётся учитель. А вот ему-то нацпроект мало чем помог. Если с этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличили до 4330 рублей, то ставки разрядов остались прежними. По данным Магомеда Амиродинова, председателя рескома профсоюза работников народного образования и науки, только зарплата человека, имеющего 14-й разряд (это учитель высшей категории, таких в Дагестане немного), превышает МРОТ и составляет 4503 рубля. Учитель высшей категории получает на 173 рубля больше, чем уборщица! После этого предложения, конечно же, вместо восклицательного нужно было поставить целый рой вопросительных знаков.
Потому-то учителя и работают на износ, на полторы, а то и на две ставки. Заговорили также о новой системе оплаты труда (НСОТ), призванной повысить количество получаемых бюджетниками рубликов. Однако это отдано на откуп местным властям: платите, если можете. А местные власти не всегда могут, нет у них необходимых для этого средств. Говорят: финансирование у нас подушевое, то есть в зависимости от того, сколько школьников обучается. Если городские школы переполнены, занимаются в три смены, то приблизительно 40% сельских школ - малокомплетные, меньше 100 детей. И какое же тогда будет «подушевое» финансирование? Вот потому НСОТ народ метко «расшифровал» так: новая система обмана трудящихся.
Учитель всегда должен быть в курсе, какие дуют ветра перемен, откуда. А для этого он должен хотя бы раз в пять лет приезжать на повышение квалификации. Ему это никто не оплачивает: дорога, гостиница, еда - всё за свой счёт, на это трёхмесячная зарплата уходит, а ему ведь семью кормить. Согласно Закону «Об образовании», сельские педагоги имеют право на 100-процентную льготу по оплате электроэнергии и отопления. Не спорю, в каких-то российских регионах этот закон, может быть, и действует, а вот какая ситуация в Дагестане. Если в доме больше, чем 18 кв. метров на человека, то за лишние метры надо платить. Сельский дом - не городская «хрущёвка», здесь редко какая комната меньше 20 квадратов. Учителя, недовольные этим, стали судиться и выиграли. Тогда власти пошли на другой шаг: сделали льготу только для самого педагога, а члены семьи пусть платят. В феврале прошлого года было принято это постановление, и вот учитель из Буйнакского района обратился в Верховный суд РД с просьбой отменить это незаконное постановление. В суд пришёл и выступил в защиту учителя сам прокурор республики Игорь Ткачёв. Но власти не сдались, опротестовали решение в Верховном суде РФ. 15 октября Верховный суд России оставил в силе решение дагестанского суда. Но правительство до сих пор не внесло изменения в своё постановление. Это говорит о том, что чиновник любого ранга, не вникая, подписывает любую бумагу, потом приходится через суд отменять. Кто-нибудь понёс за это ответственность?
И еще об одной стороне деятельности учителей нужно сказать, без этого картина будет не совсем полной. Приходят в школу пожарные. Нарушения всегда можно найти: к примеру, не пропитали чердак спецраствором - всё, штраф. Бедному директору что делать - ему ведь на эти цели денег не давали? Даже на веники и школьный мел не всегда и вовремя дают. Он снимает шапку, проходит по учителям - кто сколько даст. Затем приходят другие - медосмотр не провели, снова штраф. Так вот и живут учителя - от мизерной зарплаты до следующей, от штрафа до штрафа. Ничего не скажешь, гордо ныне звучит слово «учитель».
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
24 февраля 2009, 12:46
Просмотров: 2387
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)