19:13 | 19 апреля, 2024

60 лет депортации

Вся жизнь Зелимхана Ахметовича Дотмурзиева - сложные хитросплетения судьбы. Кто лучше самой жизни мог преподнести такой парадоксальный сюжет из далекого 1944-го?
...На железнодорожную станцию Акмолинска прибывали товарные вагоны. Северный Казахстан встречал переселенцев с Кавказа жуткими морозами. Многие из приезжих были согнаны с родных мест без зимней одежды.
...Михаил Терентьевич Юзипенко, работник НКВД, находился в это время на перроне вокзала. К нему подошли конвоиры и попросили отойти. Он молча протянул удостоверение - конвоиры молча удалились. Неожиданно его внимание привлекла измученная, полураздетая женщина, которая пыталась поднять с земли маленького ребенка, лет трех. Юзипенко почувствовал неладное, подбежал к ней. Он увидел, как тело мальчика сотрясает мелкая дрожь. Мать стояла рядом, тоже дрожа от холода и испуга. Юзипенко поднял малыша и, расстегнув полушубок, прижал к себе. Потом Михаил Терентьевич начал бегать по перрону, чтобы малыш поскорее согрелся. Вскоре мальчик перестал плакать, а затем и дрожать...
Пробравшись сквозь толпу людей, Юзипенко зашел в здание вокзала. Присев на корточки, раскрыл полы полушубка. Мальчик долго не хотел уходить с рук своего спасителя. Мать ребенка приободрилась, увидев, что малыш постепенно приходит в себя. На прощанье мужчина тихо сказал: «Береги мальчика...»
Спасенный Юзипенко малыш рос в Акмолинске (нынешнем Целинограде), куда его с матерью и сестрами забросила судьба . Многое повидал мальчик на чужбине. В 30 км от Акмолинска располагался пос.Малиновка, где находился Акмолинский лагерь жен изменников Родины («Алжир»). Там отбывали срок жены известных полководцев, партийных и государственных деятелей. Маленький Зелимхан подружился с узницами «26-й точки», где начальником был тот же Юзипенко, который когда-то отогрел его на своей груди. «Алжирянки» одаривали черноглазого «цыганенка» (так они его прозвали) самодельными игрушками, а он им приносил домашние лепешки.
После окончания школы Зелимхан поступил на исторический факультет Целиноградского пединститута. Получив высшее образование, Зелимхан увлекся комсомольской работой. В Обкоме комсомола судьба вновь свела его с Юзипенко, и о том, что Зелимхан - спасенный им малыш, Михаил Терентьевич сначала не догадывался. Но когда Зелимхан взволнованно обнял Михаила Терентьевича и поблагодарил, Юзипенко мгновенно вспомнил этот эпизод и был очень рад увидеть перед собой здорового красивого парня. С тех пор Зелимхан стал называть Юзипенко отцом, а тот называл его сыном.
... В конце 80-х, в разгар перестройки, спецкор «Комсомольской правды» В. Комаров в материале «Пенсионеры архипелага» напишет: «Он серый, сутулый, орудовал ложкой, не очень успешно пытался шутить. Когда Калерия Ивановна (бывшая заключанная, номер 256097) увидела, что он (бывший начальник) кинулся к ней, отпрянула и неожиданно для себя закрыла лицо руками. Возможно, она вспомнила, как ее заставляли письменно отречься от мужа и забрали двоих маленьких детей. И он вспоминал, как «выбивал» для заключенных дополнительные пайки. Их уравняли перед Историей, пригласив на вечер памяти и подарив одинаковые подарки. Они пришли на встречу разными «дорогами» - узница и начальник «26-й точки» Михаил Терентьевич Юзипенко. На вечере его подчеркнуто не замечали.
После той встречи М.Т. Юзипенко занемог, на него косо посматривали соседи, он получал оскорбительные письма. И только названный сын Зелимхан не предавал его до последних дней жизни. Он писал ему из Малгобека в Целиноград ободряющие письма, всевозможные заявления в компетентные органы, просил защитить Юзипенко. Он остался верен человеку, спасшему ему жизнь...»
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
18 февраля 2004, 16:29
Просмотров: 4034
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)