04:44 | 29 марта, 2024

Весь день 30 июня 2014 года прошел в напряженном ожидании продолжения и развития украинского кризиса. Еще 20 июня новый президент Украины Петр Порошенко объявил о прекращении огня в Донбассе ради "переговоров о мире" на востоке Украины. 28 июня, на следующий день после подписания соглашения об ассоциации в Брюсселе, он продлил "перемирие" на три дня. Решение было принято после консультации с лидерами стран Европейского Союза и США. Декларированный срок окончания "перемирия" был определен на 22:00 понедельника 30 июня. ЕС обещал к этому времени определиться с новым раундом санкций в отношении России. В настоящее время визовые и финансовые санкции ЕС носят адресный персональный характер и затрагивают более 60 российских и украинских граждан. В Евросоюзе мероприятия третьего уровня санкций - экономических, прорабатываются с марта месяца этого года, и перечень возможных решений уже готов. Главы государств и правительств стран-членов ЕС 27 июня предупредили, что они могли бы "в любое время встретиться еще раз, чтобы принять решение о дальнейших значительных ограничительных мерах" против России.
США, в свою очередь, давно готовы к введению экономических санкций против России. По конфиденциальной информации New York Times, новый пакет санкций от Белого дома предполагает запрет любых отношений с некоторыми крупнейшими российскими банками, запрет на передачу технологий российским компаниям в секторах энергетики и обороны, прекращение деловых связей с российскими оборонными фирмами. Согласно источникам американского информационного агентства Associated Press, руководство США не спешит с новыми санкциями, рассчитывая одновременно выступить с ними вместе со своими европейскими союзниками. Для демонстрации собственной совокупной мощи Вашингтон не хочет в этом вопросе опережать Брюссель.
По сведениям специализирующегося на экономической проблематике информационного агентства Bloomberg, "серьезные колебания" в Европе относительно санкций против России не связаны только с проблемой поставок российских энергоносителей в Европу. Великобританию интересуют ее финансовые отношения с Россией и российскими олигархами. Франции необходимо рассчитаться с Россией по поставкам военных кораблей. Италия заинтересована в продаже предметов роскоши и быта в Россию. Германия заинтересована общим состоянием дел в своей восточной торговле. Умеренных позиций в отношении санкций по отношению к России, по сведениям британского издания Financial Times, придерживаются Австрия, Испания, Кипр, Греция, Словакия, Венгрия и Болгария. За более жесткий подход на прошедшем саммите выступали Великобритания, Швеция, Дания, Польша, Румыния и прибалтийские страны.
Однако решающее значение в ЕС имеет позиция Германии. Здесь надо отметить то обстоятельство, что в первом квартале 2014 года немецкий экспорт на Украину сократился на треть, в результате чего прибыли германских фирм уменьшились на ?500 млн. Сокращения за аналогичный период поставок в Россию нанесли им ущерб в ?1,7 млрд, и это без каких-либо санкций только в результате снижения деловой активности в России. В условиях стагнации и пробуксовки российской экономики, Восточный комитет немецкой экономики, хотя и считает экономические санкции против России непродуктивными, в качестве крайней меры готов с ними согласиться. Днем 30 июня 2014 года официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт подтвердил условия урегулирования, адресованные Москве. Вслед за освобождением похищенных на востоке Украины наблюдателей ОБСЕ Москва обязана выполнить и другие условия, выдвинутые Евросоюзом. В противном случае ЕС введет против России новые санкции.
Опубликованные 27 июня 2014 года "Выводы Европейского совета по Украине" предполагали поддержку мирному плану, Петра Порошенко. При этом Европейский совет, разумеется, не признает присоединение Крыма к России. Европейский совет призвал правительство Российской Федерации активно использовать свое влияние на "незаконные вооруженные группировки" в Донбассе и остановить поток оружия и добровольцев через границу. В качестве срочных мер Европейский совет ожидал, что в ближайшие дни после понедельника 30 июня будет достигнуто соглашение о механизме контроля за прекращением огня и эффективного контроля за границей под наблюдением ОБСЕ, возвращение украинской власти трех пограничных пропускных пунктов, освобождение заложников и начало реальных переговоров по осуществлению "мирного плана" Порошенко. В западных СМИ, особенно германских таких, как Frankfurter Allgemeine Zeitung, Stern, Die Zeit, эти требования Европейского совета однозначно были названы ультиматумом Европейского Союза, предъявленным России. При этом все отмечали, что президент РФ Владимир Путин отрицает, что Москва является стороной конфликта и в последнее время демонстрирует жесты доброй воли.
Срок ультиматума, предъявленного России Евросоюзом, закончился вечером 30 июня. Но перед этим 29 и 30 июня 2014 года состоялись продолжительные (оба раза более двух часов), телефонные переговоры президента РФ Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель, президентом Франции Франсуа Олландом и Петром Порошенко. Весьма показательно, что новый раунд урегулирования по Украине с европейской стороны, по сравнению с февралем 2014 года, идет без Польши.
Тройка лидеров России, Германии и Франции призвала президента Украины продолжить на более длительный срок режим прекращения огня. Ранее российский президент уже высказывался за продление перемирия, предлагая сделать его бессрочным. Все лидеры, включая и Порошенко, высказались в пользу скорейшей организации третьего раунда консультаций между представителями Киева и юго-восточных регионов. Условлено, что министры иностранных дел четырех стран оперативно вступят в контакт для практической проработки затронутых в ходе телефонных консультаций вопросов. Показательно, что по сообщению пресс-службы президента Франции Олланда по результатам переговоров 30 июня, речь о передаче под украинский контроль пропускных пунктов на границе Донбасса и Луганской области больше не идет. По французской версии содержания состоявшихся 30 июня переговоров, решение предполагается в плоскости "быстрой выработки эффективного механизма контроля за границей с помощью ОБСЕ" с "введение мер для надежного контроля трех КПП - Изварино, Должанский, Краснопартизанская". С украинской стороны подобное решение также получило подтверждение. "Президент Украины... призвал президента России усилить режим государственной границы со стороны России, чтобы прекратить проникновение на территорию Украины боевиков и наемников и поставку для них оружия и бронетехники", - говорится в заявлении на сайте президента Украины по итогам воскресной телефонной беседы.
Информация о телефонных консультациях президентов Порошенко, Путина, Олланда и канцлера Меркель вселяло надежду, что режим "перемирия" на востоке Украины будет продлен президентом Порошенко. Однако этого не произошло в самый последний момент. Поздно вечером 30 июня после заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины Порошенко принял решение "приостановить действие режима одностороннего прекращения огня на Донбассе". Активные боевые действия возобновились. Пауза в украинском АТО, как и раньше, привела лишь к тому, что противостояние было переведено на более высокий уровень военного насилия.
Попытка урегулирования украинского кризиса в последние дни шла на разных содержательных уровнях. В телефонных консультациях (так их можно назвать) четырех лидеров затрагивались также вопросы, связанные с подписанием 27 июня в Брюсселе Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Всего полгода назад отказ украинского правительства подписывать договор о "глубокой ассоциации" с ЕС поставил под вопрос всю программу "Восточного партнерства". 27 июня 2014 года Украина вместе с Молдовой и Грузией подписала соглашение, тем самым подтвердив к полному удовлетворению Брюсселя и Берлина действенность политики "Восточного партнерства" Евросоюза.
27 июня 2014 года европейские лидеры сделали заявление по итогам саммита в Брюсселе, на котором Украина, Молдавия и Грузия подписали "исторические соглашения" об экономической ассоциации с западным блоком вместо России. К соглашению о глубокой торговой ассоциации с Украиной Европейский Союз шел семь лет. Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу считает соглашение о глубокой ассоциации с Украиной "самым амбициозным из тех, которых достигал Европейский Союз". Однако европейские лидеры в минувшую пятницу предостерегли Украину от скорых народных ожиданий, заявив, что достигнутые соглашения потребуют в течение ближайших несколько лет "болезненных экономических и политических реформ".
Украина, по замыслу Брюсселя и Берлина, по-прежнему может иметь "свободную торговлю" с Россией, но условия нынешнего соглашения заставляют ее держаться подальше от создаваемого Россией Евразийского Союза. 27 июня именно это обстоятельство отметило в своем комментарии американское издание New York Times. Политический акт призван сдерживать Россию в ее экономическом развитии - в этом и есть главное значение соглашения об ассоциации Украины и ЕС, полагают стратеги в Вашингтоне. Этот момент триумфа для Европейского Союза, пишет New York Times, "представляет своего рода неудачу для президента Владимира Путина России, который считал, что Украина является неотъемлемой частью России и был полон решимости не допустить, чтобы она соскользнула на орбиту Запада". Итак, триумф, с точки зрения США - это, когда три бывшие советские республики, а самое главное - Украина, "ускользают из сферы интересов России". Правда, New York Times признает, что "Путин сохраняет огромное влияние на Украине", поэтому подписание соглашения является огромной, но символической политической победой. Это влияние необходимо уменьшить.
Financial Times полагает, что ЕС после подписания соглашения об ассоциации с Украиной теперь не имеет права бросать эту страну на произвол судьбы. По мнению британского издания, Евросоюз обязан способствовать экономическому росту на Украине посредством имплементации европейского законодательства для победы над коррупцией. Цель всего процесса, как и четверть века назад, остается прежней - привлечение западных инвестиций. Неограниченный доступ к самому большому и богатому рынку в мире - Европейскому Союзу для отраслей высокого передела Украины пока имеет лишь чисто теоретическое значение. Американское информационное агентство Associated Press в своей публикации отметило, что Украина получила от Евросоюза 15-летний переходный период для сохранения тарифов для защиты своего автопрома от европейской конкуренции. На перевод на европейские стандарты качества продукции Украина имеет 10 лет.
Хотя соглашение в Брюсселе, замечает New York Times, на самом деле, не дает Украине шансов на полноправное вступление в Европейский Союз, членство в котором часто идет рука об руку со вступлением в НАТО. Поэтому в Брюсселе Порошенко попросил лидеров ЕС сделать еще один шаг и официально заявить, что в один прекрасный день Украина сможет вступить в ЕС в качестве полноправного члена. Это "не будет стоить ничего Европейскому Союзу", - сказал президент Украины, - "но будет означать мир для моей страны". Ничего не значащие заявления Европы дорого стоят для Украины, разрывающейся в гражданской войне между Востоком и Западом - имел ввиду Порошенко.
Американское деловое издание The Wall Street Journal отметило, что торгово-политическое соглашение ЕС с Украиной носит "радикальный характер", продвигая влияние европейского блока на восток, но потенциально провоцируя новую напряженность в отношениях с Москвой. Washington Post назвало соглашение Украины с ЕС "историческим" и "эпохальным". Правда, тут же американское издание признает, что соглашение об ассоциации "осложняет усилия по прекращению длящихся более двух месяцев сепаратистских беспорядков на востоке Украины". Германское издание Frankfurter Allgemeine Zeitung полагает, что резкая реакция России не заставит себя долго ждать, поскольку Кремль выступает в защиту собственной экономики.
Между тем, европейцы нуждаются в стабилизации ситуации на Украине. На 8 июля 2014 года в Брюсселе запланировано совещание доноров высокого уровня по Украине. В Европе готовы финансировать Украину, но не в части ее расходов на гражданскую войну в Донбассе. В Брюсселе полагают, что через диалог с Россией европейцы смогли бы объяснить российскому президенту, что договор о свободной торговле ЕС с Украиной ничем не угрожает России. Гарантией для России должны стать отсутствие полного членства Украины в ЕС и отказ от вступления этой страны в НАТО. Европейцы полагают, что достигнуть соглашения с Россией по Украине можно через восстановление довоенного статус-кво. Однако настоящего статус-кво при подобном раскладе не получится, хотя бы потому, что Евросоюз не может отказаться от своего соглашения о "глубокой ассоциации" с Украиной. Тем не менее, в Брюсселе считают, что формула общей зоны экономического влияния Европы и России на Украину возможна. Подобного рода базис для соглашение озвучен не только в Брюсселе, но и сторонниками "Большой Европы" в России. В качестве дополнительного аргумента последние полагают, что затягивание конфликта ложится тяжким бременем на экономику и социальную сферу Россию. По данным Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (UNHCR) пока только 9,5 тыс. из 110 тыс. беженцев из Украины в Россию получили статус беженцев.
Однако на пути соглашения Европы и России по Украине президенту Порошенко необходимо будет решить проблему национальных радикалов в Киеве и решиться на прямой диалог с повстанцами Донбасса. Сам Порошенко нуждается в консолидации своей власти над Украиной. Его власть не стабильна, и очередная военная неудача на Донбассе может ее свалить. В известной степени в результате возобновления Киевом военных действий на Донбассе рискует и президент РФ Владимир Путин. С одной стороны, Славянск по аналогии с событиями в Югославии играет сейчас роль Вуковара при том условии, что в роли Загреба выступают непризнанные народные республики Донецка и Луганска. Но здесь из расчета нельзя исключать такой фактор, обычно действующий на войне, как случай и военное везение. Последнее имеет свой предел, а случай может вмешаться в ход событий в любой момент. В этом отношении для Кремля ставка в происходящем маневрировании в поиске формулы соглашения по Украине с Европой может оказаться слишком высока. На это и рассчитывали те, кто пошел на новый виток военной эскалации на Украине.
Европейская редакция ИА REGNUM


ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
1 июля 2014, 14:19
Просмотров: 1645
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)