09:16 | 18 апреля, 2024

Общество, политика и психиатрия всегда шли рука об руку! Заметьте. Не гинекология, не терапия, а именно ПСИХИАТРИЯ! Стереотипы живучи. Наиболее яркое тому подтверждение – стигматический (стереотипный) взгляд на психиатрию, образ которой в нашем сознании представляется некоей кашей из мифов, суеверий, густо приправленной обывательским невежеством и страхом перед психиатрией, и при этом наша речь широко изобилует специфическими терминами (шизия, паранойя, дебильность, психоз, психопат, истеричка и т.д.), произносимыми всуе. Даже по приведенной терминологии становится понятно, как тесно переплелись общество и психиатрия.
Олег Игоревич Боев, главный врач Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы (СККПБ) №1, главный психиатр МЗ Ставропольского края и СКФО, к.м.н. Олег Игоревич Боев, главный врач Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы (СККПБ) №1, главный психиатр МЗ Ставропольского края и СКФО, к.м.н.
Дата : 26.08.2016   /  Рубен Казарян   /   Комментариев: 0
В Европе и США психология и психотерапия вошли в повседневный быт и во многом определили массовое распространение психоанализа, психологических тестов, сочетаясь с глубоко толерантным отношением к психиатрическим больным.
Однако при реальном соприкосновении с психической болезнью всех охватывает ощущение ужаса, бесперспективности, социальной пропасти. Психическая болезнь в России – это не столько диагноз, сколько приговор. Как определить какой процент психиатрии, а какой банальной политики?!

В чем причина такого положения?

Конечно, свою роль играет проблемное состояние нашей психиатрии и медицины вообще, однако дело не сводится только к этому: приговор выносится явно за стенами психиатрической клиники. Настороженное отношение социума к психической болезни коренится в неясности, аморфности самого представления о личности и о психике в нашей культуре.
Психологические и психиатрические знания и техники остаются достоянием специалистов, в то время как обыватель имеет крайне смутное представление о собственной психике. Рудименты христианства сочетаются в нем с мешаниной из условных рефлексов, астральных энергий и эдиповых комплексов. Свои личностные проблемы он решает с помощью подручных средств — стакана водки, «задушевного» общения с первым встречным или услуг гадалки; психотерапевт же или священник оказываются за его горизонтом.
Не удивительно, что психическая болезнь предстает для обыденного сознания явлением малопонятным, а потому чуждым и страшным, и больной психическим расстройством обречен стать изгоем в обществе.
По причине низкой «психологической грамотности» населения в нашей стране, психиатрия окружена множеством мифов. Люди опасаются встречи с психиатрами; сторонятся и с предубеждением относятся к тем людям, которые когда-либо к ним обращались. Но так ли страшны психиатры, или всё же своевременное обращение к ним помогает людям в трудных ситуациях восстановить свое «душевное равновесие», что впоследствии оказывает положительное влияние на здоровье человека и его социальные связи?
Попытаемся разобраться и, насколько это возможно, очистить психиатрию от мифов, для чего и обратимся к специалисту. Наш собеседник – Олег Игоревич Боев, главный врач Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы (СККПБ) №1, главный психиатр МЗ Ставропольского края и СКФО, к.м.н.
Миф № 1 — психических болезней на самом деле нет.
— Либо они есть, но являются не тем, за что их принимают. Не понятно, что конкретно болит, нельзя потрогать и пощупать. Просто тревога растет и душа разрывается. Растет страх сойти с ума, потерять рассудок и контроль над собой. Считается, что психическая болезнь – это проявление слабости, «виноваты нервы», а для выздоровления достаточно просто «взять себя в руки». Врачи сами ничего не смыслят, поэтому от них лучше держаться подальше. Вместо них лучше подойдет какой-нибудь мудрый и духовно просвещенный учитель, шаман, колдун Vразряда, гадалка, экстрасенс и т.п. «властители душ». Как правило, все эти персонажи появляются на сцене бытия во времена исторической смуты, которая в России не прекращается никогда, и пребывает в перманентном состоянии. Вспомните, какие залы собирали Кашпировский, Чумак и иже с ними…
-К сожалению, психические болезни – объективная реальность. Различные психические заболевания (шизофрения, паранойя, депрессия) – это вовсе не альтернативный способ восприятия мира, а болезненный душевный процесс, вызванный нарушениями в нейрохимическом алгоритме мозга. Стрессы и психические травмы при таких заболеваниях играют роль пусковую, но не являются собственно причиной заболевания. В тоже время, что касается личностей, претендующих на звание гуру, изобретателей новых систем оздоровления от всего, то процент психически больных и, страдающих личностными расстройствами среди них, зашкаливает! Поэтому при проявлении признаков психического заболевания, нарушения привычных норм поведения, признаков асоциальности, за помощью следует обращаться к врачу-психиатру.
Миф № 2 – психическая болезнь – это навсегда
— Олег Игоревич, считается, что если человек «протоптал» дорожку к психиатру, то это – надолго, если не навсегда. Лечение у психиатра затягивает как омут и с каждым посещением человек становится все более больным. Помните, герой Папанова в «Бриллиантовой руке» утверждал – «Если человек идиот, то это – надолго!»
— Подобно тому, как существуют хронические соматические заболевания, существуют и хронические психические болезни (например, шизофрения, неврозы), при которых необходимо в течение всей жизни очень внимательно относиться к своему психическому здоровью и при малейшем ухудшении состояния обращаться к врачу, потому что в некоторых случаях психическое расстройство может представлять угрозу для здоровья и жизни как самого больного, так и других людей. Правильное и системное лечение замедляет прогрессирование хронического психического заболевания и облегчает его течение, уменьшая вероятность и длительность новых приступов болезни. В то же время, есть множество ситуаций, когда человеку может потребоваться помощь психиатра (или психотерапевта), чтобы преодолеть какой-то неблагоприятный период жизни. В последующем этот человек может никогда больше не обращаться к врачу и не принимать лекарств. Пограничные состояния, неврозы лечатся профессионально подобранным фармакологическим лечением, психотерапией и социальной адаптацией. После такого лечения человека можно считать полностью здоровым.
Миф № 3 – психические больные потенциально опасны для общества и их надо изолировать.
— В современном обществе отношение к психически больным часто отрицательное. Если проанализировать, как отображается образ психически больных в СМИ, то в 80% характеристик — это жестокий и опасный насильник, в 60% — непредсказуемый человек, в 40% — чудак, в 10% утверждается, что душевнобольных надо изолировать от общества. Считается, что психически больные люди беспомощны и несостоятельны, в силу чего должны быть окружены постоянной заботой и вниманием.

— Процент правонарушений, допускаемых психически больными, такой же, как и в общей популяции. Например, в США проводилось национальное исследование, выполненное Национальным институтом психического здоровья, и результаты таковы: лишь 4% от общего числа насильственных преступлений совершается людьми с диагнозом психической болезни. Помимо этого, исследование показало, что для людей с психической болезнью вероятность оказаться пострадавшим от насильственного преступления в 11 раз выше, чем в общей популяции. Агрессивное поведение наблюдается только при некоторых психических расстройствах (например, когда есть императивные галлюцинации, бред преследования и т.д.) и является каплей в море по сравнению с повседневной человеческой агрессией. Грамотно подобранное лечение и социальная реабилитация привели к тому, что пациенты больше не являются многомесячными «узниками» психиатрических больниц, а могут вести полноценный образ жизни, учиться, работать, заводить семью, иметь разнообразные хобби. Современные достижения фармако- и психотерапии позволяют поддерживать у них достаточно высокое качество жизни. При этом отношение в нашем обществе к психически больным людям далеко от толерантного, не говоря уже о проявлении сочувствия или добровольного оказания им помощи. И в этом в значительной мере повинны масс-медиа, которые легко идут на поводу идеологической пустоты в обществе, манипулируются псевдоправозащитниками всех мастей.

Миф № 4 – тотальный учёт
— Среди обывателей бытует устойчивое мнение — стоит только человеку хоть раз побывать в кабинете у психиатра, как автоматически в паспорте у него появляется штамп «Псих», а всем окружающим становится известно, что он неизлечимо болен тяжелым психическим заболеванием и психиатрическое клеймо останется на всю жизнь. С желанием водить автомобиль, владеть оружием, и ещё с какими-нибудь привилегиями обычного среднестатистического гражданина можно попрощаться, так как справки от психиатра уже не получишь. На работу не устроишься, карьера закрыта. На приёме у врача, человек – как на исповеди у священника, просто вынужден говорить правду, если, конечно, он заинтересован в объективном диагнозе. И в случае, если произойдет «утечка информации» из кабинета психиатра, вообще, пиши пропало.
— К вопросу об «утечке информации» — факт посещения врача является объектом врачебной тайны и охраняется законом. Данные об обратившихся могут быть предоставлены только суду, военкомату или следственным органам по их запросу.
В государственных психдиспансерах данные обо всех обращавшихся людях фиксируются и хранятся, но это не значит, что все эти люди находятся на учете. Если человек обращается затем за справкой (для получения прав, разрешения на оружие, трудоустройства), то механизм её получения для него несколько усложняется. Однако в зависимости от тяжести психического расстройства и текущего состояния, справку он может вообще не получить. Понятно, что никому не хочется, чтобы его подвозил на такси шофер-социопат, а от преступников охранял милиционер-шизофреник. Частные клиники не передают информацию о пациентах в психдиспансер, равно как и куда-либо в иные учреждения. Учет – это не юридическое понятие, это форма сотрудничества врача с пациентом, чтобы предотвратить обострение болезни. Сотрудничество, абсолютно добровольное и только в интересах больного. Действительно, существуют случаи, когда человек находится на учете принудительно, но исключительно по решению суда. Таких случаев очень мало.
Миф № 5 – карательная психиатрия
— Ни для кого не секрет, что многие годы и десятилетия советская психиатрия стояла на службе у тоталитарного режима, и «помогала» очищать общество от инакомыслящих, которым поголовно «лепили» диагноз «вялотекущая шизофрения» и отправляли затем на принудительное лечение. Всё, что происходило в этих закрытых лечебных учреждениях, достаточно убедительно в своё время описано в самиздатовской литературе.
В наше время акценты несколько сместились, и сейчас, когда на всех уровнях идёт передел собственности, эта тема представлена в несколько иных коллизиях. Например, какой-нибудь «доброжелатель», заплатив «злому» психиатру взятку, упрячет вас в больницу до конца дней, лишит прав на жильё и другого имущества в пользу коварных родственников. А превратить человека в натуральный «овощ» – дело нескольких недель, если даже не дней…
— Поместить абсолютно нормального человека в психбольницу и признать его сумасшедшим практически невозможно. Согласно действующему законодательству, человек не может быть подвергнут лечению в психбольнице в недобровольном порядке, за исключением случаев, когда он представляет опасность для окружающих, опасность для себя, либо находится в беспомощном состоянии. Решение об этом в течение 2-х суток принимает суд. Кроме того, суд назначает принудительное лечение для лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния и признанных невменяемыми. В стационаре гарантировано соблюдение всех законных прав. Федеральный Закон «О психиатрической помощи…» от 1992 года защищает каждого психически больного и психически здорового. Психиатр в качестве лечащего врача может высказать свое профессиональное мнение о способности больного осмысливать свои действия и их последствия. В дальнейшем, по настоянию родных пациента или официальных органов опеки, специальная комиссия врачей может оценить способность больного осуществлять свои права и передать свое мнение в суд. Именно последний и будет решать вопрос о дееспособности больного. Что касается «советской карательной психиатрии», то каждый такой случай помещения якобы здорового человека в психбольницу заслуживает отдельного анализа, и результат его чаще всего показывает, что данный гражданин действительно не был психически здоров. В советский период руководители страны разрешили выехать тем психически больным людям, которых требовал «демократический» запад. Какой результат? После нескольких месяцев бурной пропагандистской шумихи о «советской карательной психиатрии» у больных, в соответствиями с биологическими закономерностями течения психических болезней стали возникать рецидивы заболеваний, суициды и т.п., но медицинской помощи уже им никто не оказывал и больные люди просто бомжевали и погибали на улицах европейских городов. И до них социальным институтам не было никакого дела.
Миф № 6 — жестокие методы лечения
— Используются старые препараты с выраженными побочными реакциями. От них человек теряет разум, превращается в безвольное и подавленное существо. Психиатры пытают пациентов электротоком, искусственно вызывают кому, «вкалывают» препараты, от которых выворачивает кости, а в перерывах между всем этим просто бьют их и оскорбляют.

— Известные в психиатрии такие методы лечения как ЭСТ (электросудорожная терапия) и инсулинокоматозная терапия назначаются врачами не как наказание, а как эффективное средство в лечении ряда тяжелых психических состояний. В настоящее время, к сожалению, указанные методы почти не используются – в этом вина в первую очередь деятелей СМИ и «культуры», а также разных «кривозащитников», склонных таким вот образом защищать больных от лечения, а точнее, лишать их эффективных методов терапии. Во время пребывания в стационаре психиатрического профиля создаются комфортные условия пребывания: общение с родственниками, прогулки, просмотр телевизора, чтение книг. Для лечения используются современные высокоэффективные психотропные препараты.

Миф № 7 – врачи-психиатры – слегка «не в себе»
— Медсестры и санитарки – грубые надзиратели. Психиатрами же становятся чаще всего врожденные садисты и маньяки, которые используют жестокие методы лечения. Внешне выглядят неопрятно, скрывая злую натуру под белым халатом. Хитро смотрят в глаза, намекая, что все им о вас уже известно и задают глупые вопросы.

— Нет ни одного отечественного фильма, где бы психиатр выглядел гармоничным человеком. Деятели культуры, юмористы используют персонаж психиатра для карикатуры на врачей, на здравоохранение и, действительно, удачно получается! После этого просто стесняются обращаться за помощью к психиатрам, только в крайнем случае, т.к. создан социальный образ «антипсихиатрии», который так желателен, прежде всего, западным политикам. Чем больше людей будет испытывать социальный страх, нравственный комплекс перед психиатрическими лечебницами, когда специализированная психиатрическая помощь воспринимается как оскорбление и унижение человеческого достоинства, а еще хуже, как наказание, тем больше больных будут лишены своевременной психиатрической помощи. При этом мы забываем, что очень многие больные, страдающие психическими заболеваниями или личностными расстройствами, не просто живут в обществе, а работают, находятся в коллективах, участвуют в принятии решений и… формируют социально-психологическое отношение к психиатрии в нашем обществе, категорически ИЗБЕГАЯ ПСИХИАТРОВ. В этом случае общество обрекает пациентов на хроническое течение психических заболеваний. Уменьшаются шансы на эффективную психофармакотерапию. В обществе увеличивается субпопуляция психически больных лиц!

Миф № 8 – лечение психотропными препаратами наносит непоправимый вред здоровью
— Среди обывателей бытует мнение, что лекарства для лечения психиатрических расстройств опасны для человека, вредны, токсичны, вызывают зависимость, а само по себе лечение психотропными препаратами превращает человека в растение, овощ, зомби.

— Хронические психические заболевания, острые и хронические стрессы разрушают личность больного, лишают его трудоспособности, своевременное же лечение способно замедлить или приостановить этот процесс болезни, предупредить многочисленные осложнения!.. Во время и после лечения могут наблюдаться побочные эффекты в виде сонливости, вялости, заторможенности, но после завершения лечения или снижения дозировок эти побочные эффекты проходят, не оставляя следа. Часто забывают говорить о том, что психофармакологические препараты защищают человека, его мозг и, следовательно, внутренние органы. Вовремя назначенный препарат человеку, находящемуся в стрессовом состоянии, спасет от инфаркта, от инсульта от других грубых нарушений внутренних органов. Психотропные препараты ускоряют эпителиализацию слизистой желудка и 12-перстной кишки при язвенной болезни, позволяют снизить уровень сахара в крови при диабете, корригировать психологические переживания и поведение человека на фоне психонейроэндокринных расстройств и многое… многое другое… Психиатры специально обучаются назначать лекарство в таких дозах, чтобы его лечебный эффект был максимальным, а побочные действия минимальными. Множество современных препаратов, предназначено для длительного приема лицами, сохраняющими трудоспособность, они хорошо переносятся, имеют минимум побочных эффектов. Если мы рассуждаем о нейрохимии мозга, то, чтобы восстановить и стабилизировать метаболизм мозга необходимо время — месяцы и годы. Вспомните, что большинство больных обращаются к психиатрам, спустя 4-6 лет от начала заболевания. Хотелось бы напомнить, что больные артериальной гипертонией и другими заболеваниями часто годами принимают по несколько препаратов одновременно, сохраняя качество жизни и саму жизнь. Так сколько же должно потребоваться времени, чтобы стабилизировать нейрометаболизм мозга, сохранив жизнь, здоровье и взаимоотношения в семье, профессиональной среде и в обществе?

***
По законам жанра, коль уж мы с мифов начали, ими, пожалуй, и закончим. Не стоит бояться мифов о психиатрии и психиатрах, и уж, тем более, самим плодить эти мифы. Без профессиональной психиатрии, психофармакотерапии, психотерапии современное человечество, к сожалению, пока обойтись не может. Смело обращайтесь за помощью к специалистам. ХХI век — это время экономического, политического и информационного террора, локальных боевых действий, терроризма. И как тут без психиатров?! Ведь когда возникает инфекционная эпидемия, мы обращаемся к инфекционистам. Лучше перестраховаться и вовремя обратиться к психиатру, чем упустить драгоценное время, необходимое для оказания помощи при душевном неблагополучии.

Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея, имя которой значит «душа», от названия которой и произошло греческое слово психиатрия, представлялась в виде девушки с крыльями бабочки. Так что, будьте осторожны, и не спугните бабочку.

Интервью провёл Рубен Казарян, г. Ставрополь
На фото автора: Олег Боев
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
26 августа 2016, 20:10
Автор: Рубен Казарян
Просмотров: 5554
Поделиться:

Ссылки по теме

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)