17:25 | 19 апреля, 2024

Крайне ошибочными с военно-технической точки зрения и безответственными в плане сохранения обороноспособности государства на ближайшую перспективу заявлениями отличился недавно, 4 июля 2018 года, глава комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса и первый вице-президент Союза машиностроителей РФ Владимир Гутенев.
Су-57 в полёте Су-57 в полёте
Дата : 11.07.2018   /  Евгений Даманцев   /   Комментариев: 0
В своём интервью «Интерфаксу-АВН» высокопоставленный чиновник утверждает, что перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Су-57 должен в большей мере рассматриваться, как инструмент для сохранения экспортного потенциала российской оборонки на мировом рынке вооружения, в то время как крупносерийного производства новых машин для Воздушно-космических сил России в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать. В качестве аргумента в пользу такого умозаключения Гутеневым было приведено три пункта.
Во-первых, это значительно более высокая стоимость за одну единицу, нежели у многофункционального сверхманевренного истребителя Су-35С или фронтового истребителя-бомбардировщика Су-34 (100 млн. долларов против 65 и 55 млн. долларов соответственно). Во-вторых, указывается, что Су-35С и Су-34 являются достаточно передовыми машинами, «отлично проявившими себя» (судя по всему, речь шла о тысячах боевых вылетов на Сирийском театре военных действий, где Су-34 успешно отрабатывали по укрепрайонам боевиком свободнопадающими бомбами и корректируемыми КАБ-500С/КР), в то время как до завершения лётных испытаний двигателя «2-го этапа» с заводским индексом «Изделие 30» на летающей лаборатории Т-50-2 (борт «052»), а возможно и других опытных образцах «2-го» этапа остаётся около 5 лет. В-третьих, указывается потребность в куда более тонких (а значит, и более дорогостоящих) сервисах для обслуживания Су-57. В итоге, Гутенев акцентирует внимание на необходимости сфокусироваться на разработке машины «переходного 6-го поколения», таким образом «перепрыгивая» 5-е поколение и экономя бюджет. Проект ПАК ФА же предлагается оставить в малосерийном исполнении, где машины будут выполнять роль летающих лабораторий для тестирования перспективных авионики (включая бортовой радиолокационный комплекс) и ракетного вооружения.
На фото лётный прототип малозаметного истребителя 5-го поколения Су-57 (Т-50-2, бортовой номер «052»). Машина используется в качестве воздушной лаборатории для испытаний двигателя «2-го этапа» с индексом «Изделие 30» На фото лётный прототип малозаметного истребителя 5-го поколения Су-57 (Т-50-2, бортовой номер «052»). Машина используется в качестве воздушной лаборатории для испытаний двигателя «2-го этапа» с индексом «Изделие 30»
После всего вышеперечисленного хотелось бы более объективно, сняв «розовые очки», взглянуть на перспективу отмены серийного производства Су-57 и попытку замены этой великолепной машины 5-го поколения действующими Су-34 и Су-35С. В принципе, на фоне появления законопроектов о повышении пенсионного возраста и НДС под шумок плейофф Чемпионата мира по футболу-2018, вполне логично было ожидать и других неприятных сюрпризов от руководства. Но кто бы мог подумать, что это коснётся и нашего «стратегического актива» тактической авиации — истребителя Су-57. Да и слышать такие «пёрлы» из уст доктора технических наук, подготовивших более 315 научных и учебно-методических материалов (9 из которых находятся в библиотеке Министерства обороны РФ), крайне непривычно. Впрочем, господин Гутенев не является генератором подобных идей, он — лишь индикатор вышедших на поверхность глубинных проблем. Вполне возможно, что проект ПАК ФА оказался слишком накладным для определённых провластных структур, «кормушки» которых находятся под угрозой опустошения из-за необходимости солидных вложений в наукоёмкие отрасли оборонной промышленности, осуществляющие разработку и серийное производство различных элементов бортового радиоэлектронного оборудования Су-57.
Как бы там ни было, в задачах завоевания превосходства в воздухе заменить одно строевое звено Су-57 (Т-50) ПАК ФА (4 боевых машины) даже целой эскадрильей из 12 истребителей Су-35С вряд ли получится. Дело в том, что Су-57, боевая нагрузка которых находится во внутрифюзеляжных отсеках вооружения, планер покрыт новейшими радиопоглощающими материалами, имеет минимальную радиолокационную сигнатуру с эффективной отражающей поверхностью не более 0,2-0,4 кв., что примерно на 50-60% уменьшает дальность обнаружения посредством надводных, наземных или воздушных радиолокационных средств противника. Так, американский истребитель 5-поколения F-22A, при помощи радара AN/APG-77, способен обнаружить Су-57 на удалении 150 — 170 км, в то время как Су-35С, наряженный «гирляндой» из подвесного ракетного вооружения, будет обнаружен на удалении около 350 км. Сам же Су-35С «увидит» малозаметный «Раптор» с дистанции около 130 км. Вот вам первый недостаток Су-35С в схватке с машинами 5-го поколения.
Су-57 в полёте Су-57 в полёте
Второй недостаток заключается в том, что Су-35С оснащены бортовыми радиолокационными станциями типа Н035 «Ирбис-Э» с пассивными фазированными антенными решётками, которые при всём своём энергетическом потенциале и дальности действия в 400 км, обладают значительно меньшей помехозащищённостью и невозможностью работы в режиме «низкой вероятности идентификации сигнала» противником (LPI). Обнаружить эти РЛС с помощью пассивных средств радиоэлектронной разведки будет в сотни раз проще, нежели «хитрый» радар американского F-22A, обладающий подобным режимом работы. Истребитель Су-57 имеет радиолокационный комплекс Н036 «Белка» с двумя дополнительными станциями бокового обзора. Все три станции построены на основе активных фазированных активных решёток (как и у «Раптора»), а поэтому и вышеуказанный уровень помехозащищённости с режимом «низкой вероятности идентификации» здесь имеется. «Забить» радар Су-57 ответными шумовыми помехами и обдурить ложными целями будет куда сложнее.
Су-57 в полёте Су-57 в полёте
Более того, истребители переходного поколения «4++» Су-35С, даже если не брать во внимание более низкую помехозащищённость радара «Ирбис-Э», не смогут ничего противопоставить новейшим европейским ракетам воздушного боя «Meteor» от европейского концерна MBDA. В дуэльных ситуациях дальность их действия в 150 км будет позволять открывать огонь по Су-35С гораздо раньше, чем это сделают пилоты «Сушек», используя ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-СД с дальностью действия в 110 — 120 км. Некоторые специалисты указывают, что для этих целей Су-35С могут применять ракеты РВВ-БД с дальностью в 280 км, но эти ракеты имеют низкую маневренность в 20G, которая не позволит уничтожить даже «вёрткий» палубный F/A-18E/F «Super Hornet».
Проблема с отсутствием в боекомплектах российских истребителей дальнобойных ракет воздушного боя уже была практически решена к 2012 году, когда ГосМКБ «Вымпел» разработало «Изделие 180-ПД» — ракету «воздух-воздух» с дальностью до 180 км, оснащённую интегральным ракетно-прямоточным двигателем, позволяющим поддерживать высокую скорость и маневренность даже на предельных дальностях, но ввиду странных обстоятельств, после завершения опытно-конструкторских мероприятий, проект был «заморожен» и о нём забыли. Такая ситуация позволила западноевропейским и американским истребителям вырваться вперёд благодаря появлению вышеуказанных ракет «Метеор» и AIM-120D AMRAAM. В ту же очередь, Су-35С отлично зарекомендовали себя лишь в сопровождении (эскортировании) Су-34, и в воздушных боях с американской авиацией не участвовали, а значит, что-либо говорить ещё очень рано.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
11 июля 2018, 12:10
Автор: Евгений Даманцев
Просмотров: 6098
Поделиться:

Ссылки по теме

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)