17:21 | 29 марта, 2024

В данный момент большая часть медийного пространства, включая узкоспециализированные военно-аналитические блоги, новостные телеканалы, а также странички отдельных военных экспертов, с головой погружена в прогнозирование всевозможных сценариев развития ситуации в северной части Сирии, где со дня на день начнётся широкомасштабная наземная военная операция правительственных сил, «Сил тигра», ливанских отрядов «Хезболлы», а также иранских подразделений КСИР по зачистке большей части «Идлибского гадюшника» от формирований «Хаят Тахрир аш-Шам», «Джейш аль-Ахрар», «Джебхат Тахрир Суриях», «Исламского движения Восточного Туркестана», «Джейш Идлиб Хур» и иных группировок.
Силовая операция в Идлибе покажет всё нутро договорённостей с Турцией фото 2
Дата : 13.08.2018   /  Евгений Даманцев   /   Комментариев: 0

И такая заинтересованность в деталях этого сложного военно-политического события абсолютно не вызывает удивления. Ведь заведомо известно, что штурм укрепрайонов данных группировок будет представлять собой крайне сложную операцию как с тактической, так и с дипломатической точек зрения. Дело в том, что тот самый «Идлибский гадюшник» на протяжении нескольких лет находится под плотной протекцией Анкары. За этот продолжительный период времени некоторые районы оккупированной протурецкими боевиками мухафазы Идлиб даже успели «пустить корни» в турецкую экономику и топливно-энергетический комплекс, что было подтверждено ещё около года назад, когда на «Твиттер»-страничках местных активистов и военкоров появилась информация о поставках в данную сирийскую провинцию различных энергоносителей из Турции (в первую очередь, природного газа и различных видов горюче-смазочных материалов (ГСМ), в ходе чего между полевыми командирами и лидерами многочисленных военизированных группировок «Идлибского гадюшника», а также местными органами самоуправления провинции Хатай даже возникли негласные бизнес-связи, крайне выгодные обеим сторонам. Вполне логично предположить, что ввиду таких обстоятельств Анкара вряд ли с нетерпением ожидает зачистки этих территорий и прихода регулярных подразделений Сирийской Арабской Армии, ведь на любой нелегальной коммерции в этом районе можно будет поставить крест, что определённо не обрадует президента Реджепа Эрдогана и его окружение, ещё каких-то пару-тройку лет назад приобретавших нефть у «Исламского государства» (ИГ) по достаточно выгодным ценам, а также по бартеру в обмен на стрелковое и противотанковое ракетное вооружение.

Терять такое непаханное поле для деятельности, как «Идлибский гадюшник», Анкаре было бы крайне невыгодно хотя бы для какого-никакого, но сохранения устойчивости экономики на фоне повышений пошлин на турецкие сталь и алюминий со стороны Вашингтона, ведь сейчас турецкая лира продолжает крайне стремительно обесцениваться как по отношению к доллару, так и по отношению к евро, и ничего хорошего Турции это не сулит. Что не менее важно, линия соприкосновения, проходящая между перечисленными в начале обзора исламистскими группировками «Идлибского гадюшника», а также подразделениями регулярной сирийской армии, используется Министерством обороны и Генштабом ВС Турции в качестве единственного полигона, на котором можно испытывать перспективные образцы, стрелкового, ракетного и артиллерийского вооружения, а также передовые средства радиоэлектронной разведки (РТР)и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), не позиционируя себя в качестве стороны конфликта, то есть, — в открытую не противопоставляя себя Сирийской Арабской Армии (САА) и Воздушно-космическим силам (ВКС) России. Все наиболее сложные задачи в данном случае возлагаются на плечи специализированных подразделений ССО и специалистов в области РТР и РЭБ, которые то и дело появляются в Идлибе в составе мощных военных конвоев турецкой армии, прибывающих в данную сирийскую провинцию для ротации контингента, дислоцированного на 12 опорных/наблюдательных пунктах вдоль всей линии соприкосновения между «Идлибским гадюшником» и правительственными войсками. В данном случае, группировка «Тахрир аш-Шам» часто выполняет самую грязную работу, прикрывая вскрытые позиции турецких военных от артиллерийских ударов САА.

Простых путей не будет

Ярким тому примером можно считать успешный артиллерийский удар САА по мощному турецкому конвою в начале февраля 2018 года. В первых числах февраля, конвой ВС Турции, представленный 60 единицами бронетехники (включая танки M60T Mk2 «Sabra», бронетранспортёрами M113 и ACV-15) предпринял попытку сформировать наступательный «кулак» восточнее городка Эль-Эйс, а также возвести наблюдательный пункт всего в 3 км от города Хадер. Ответом артиллеристов САА стал мощный удар по конвою, оттеснивший турецких военных севернее Эль-Эйса (в район высоты 365). Отход понесшего потери конвоя прикрывали именно боевики «ан-Нусры», которые были тактически гораздо более подкованы в ведении боевых действий на данном рельефе местности, учитывая его детали и особенности. Сейчас ситуация для Реджепа Эрдогана складывается далеко не лучшая, а это значит, что не может быть и речи об упрощённом процессе освобождения Идлиба от боевиков, а также ухода из северо-западной провинции ВС Турции. Ведь не зря одних только официальных наблюдательных пунктов на этой территории 12 единиц, не говоря уже о свободном перемещении отдельных турецких подразделений по территории Идлиба. Да и не случайно старший советник турецкого президента Эльнур Чевик ещё в 2017 году заявлял о том, что Анкара не планирует возвращать эти территории под суверенитет Сирии.

Следовательно, расценивать озвученное на июльской встрече в Сочи турецкое предложение о разоружении всех опппозиционно-террористических формирований в Идлибе и передаче контроля так называемой «Сирийской национальной армии» (создаётся командованием ВС Турции) можно лишь с позиции очередного обмена «шила на мыло», где Дамаск и Москва получают тот же «военизированный» и оппозиционный Идлиб, контролируемый более «дрессированными» и подконтрольными Анкаре частными военными компаниями, от чего процесс восстановления целостности Сирии останется на том же месте.

Вывод: «дипломатического чуда» ожидать не стоит; а для освобождения хотя бы части территорий «Идлибского гадюшника» тактической авиации ВКС России и Сухопутным войскам Сирии придётся приложить максимум усилий, ведь на сегодня отряды «Тахрир аш-Шам», «Джейш аль-Ахрар» и т.д. вооружены до зубов, имея десятки или даже сотни различных модификаций 122-мм РСЗО «Град» с тысячами снарядов, захваченные иранские неуправляемые ОТБР «Абу-Бакр», турецкое стрелковое оружие, а также массу советских и американских ПТРК. Между тем, учитывая позавчерашние телефонные переговоры Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом, можно сделать вывод, что на фоне грядущего противостояния Анкара до сих пор пытается представить себя в роли добропорядочного гаранта поддержания режима «тишины» в северо-запрадной зоне деэскалации. Вот только регулярные обстрелы из «Градов» сирийских военнослужащих и атаки дронов «ан-Нусры» на российскую авиабазу Хмеймим полностью снимают с Турции такое амплуа.

ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
13 августа 2018, 10:35
Автор: Евгений Даманцев
Просмотров: 1636
Поделиться:

Ссылки по теме

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)