03:07 | 25 апреля, 2024

Очень непросто представить себе в дипломатической практике другое такое несовпадение точек зрения на содержание договоренностей, достигнутых между президентами Грузии и России на неформальном саммите в Москве 21 февраля. Если вопрос о снятии эмбарго на поставки грузинского вина и другой продукции не вызывает сомнений, как, допустим, и скорое возобновление авиаполетов из Тбилиси в Москву, то проблема совместного российско-грузинского контроля приграничных таможенных постов бывших автономий может оказаться неразрешимой до тех пор, пока руководство Цхинвали и Сухуми не признает это решение справедливым. Однако такого признания пока нет и вряд ли в обозримом будущем его следует ожидать. И получается, что Владимир Путин и Михаил Саакашвили, в своем стремлении вести дело к оздоровлению межгосударственных отношений, не просчитали, или – не приняли во внимание, легко прогнозируемую реакцию сепаратистских анклавов и связанные с ней последствия. Хотя поверить в это почти невозможно.
Конечно, следует ожидать, что грузинская сторона в любом случае проголосует за вступление России во Всемирную торговую организацию и не станет на сей раз блокировать давнюю потребность соседа в торгово-экономическом раскрепощении и признании его достоинств как важного международного партнера. Однако показательна реакция руководителей и других чиновников Абхазии и Осетии. «Любая страна, будь то Грузия, Россия или США, получит достойный отпор, если займется контролем наших границ без учета нашей позиции», - заявил министр внутренних дел самопровозглашенной Республики Южная Осетия Михаил Миндзаев грузинскому телеканалу «Рустави-2». Более спокойно отозвался Сергей Шамба, занимающий в правительсте Абхазии кресло министра иностранных дел. Он на свой лад сформулировал невозможность реализации подходов президентов Грузии и России как в нынешних условиях, так и с учетом перспективных планов Абхазии, связанных с провозглашением и последующим признанием де-юре независимого Сухуми. На подобные вызовы в Тбилиси отвечают с некоторых пор с определенным хладнокровием. Касается это и попыток инициировать в Госдуме обсуждение вопросов признания независимости всех бывших автономий с приглашением их лидеров, включая Приднестровье и Карабах. В грузинской столице воспринимают эти акции как политическую спекуляцию со стороны председателя комитета по делам СНГ Константина Затулина и ряда активистов, проявляющих многолетнюю заинтересованность в укреплении позиции сепаратистов – кстати, в ущерб интересам самой России, как считают в Грузии. «К счастью, точка зрения высшего руководства России не совпадает с устремлениями отдельных депутатов Госдумы», - облегченно вздыхает глава комитета евроинтеграции парламента Грузии Нино Накашидзе. В свою очередь, министр иностранных дел Давид Бакрадзе демонстрирует для прессы документ, переданный ему российской стороной. В нем сказано, в частности, как следует осуществлять совместный контроль на этих сегментах границы. «И нигде Сухуми или Цхинвали не упоминаются, как и вероятность их участия в этом процессе», - ссылается министр на упомянутый документ. Впрочем, и это странно: хотя бы в деталях можно было указать на необходимость содействия этому процессу со стороны региональных властей, а не ставить их перед фактом.
Именно в дни, когда росийско-грузинские переговоры вселили надежду на постепенное сближение позиций и возрождение подлинного добрососедства, в Абхазии был задержан журналист грузинской телекомпании «Мзе» Малхаз Басилая. Он направлялся вместе с оператором в ближайший район, Гальский, для съемок сюжета о подготовке к выборам президента России. После допросов в Сухуми городской суд приговорил его к предварительному заключению под стражу сроком на два месяца. Глава Грузии в эти дни в очередной раз стал мишенью критики со стороны оппозиционных сил, поскольку выступил с неуместным ультиматумом в адрес главы Абхазии Сергея Багапша: или он отдает распоряжение своей милиции отпустить журналиста, или Саакашвили приказывает своей полиции начать спецоперацию по освобождению. Как себе президент представляет бескровную блиц-операцию в центре абхазской столицы, сказать трудно. Гораздо легче допустить, что до его странного выпада было больше шансов добиться освобождения Басилая при посредничестве миссии ООН в Зугдиди и Сухуми. Эта возможность остается и сейчас, но Саакашвили явно поторопился. «Да, Абхазия – это территория Грузии, и журналист передвигался по территории своего государства, выполняя профессиональную работу. И его не следовало трогать. Но наш президент не научился держать язык за зубами. Какая еще операция?! Это какое-то провокационное заявление. Мы ведем себя как государство-провокатор и добьемся того, что на смену миротворцам придут северокавказские отряды, чтобы помочь абхазцам, и тогда они на границе уже не остановятся», - не без эмоций предупредил власти политик из оппозиционного Национального совета Губаз Саникидзе. Что касается акций протеста, многочисленные участники которых требуют освобождения журналиста, то это уже обычное отражение того реального положения, в котором увязла Грузия на заре 90-х годов, когда произошло то, что произошло.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
4 марта 2008, 14:06
Просмотров: 2197
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)