Но разве это все, что есть? Научная фантастика любит идею параллельной вселенной и мысль о том, что мы могли бы жить только в одной из бесконечного числа возможных жизней. Однако мультивселенные не зарезервированы для «Звездного пути», «Человека-паука» и «Доктора Кто». Настоящая научная теория исследует, а в некоторых случаях поддерживает аргументы в пользу того, что вселенные находятся вне, параллельны или далеки от нас, но отражают нашу собственную. Мультивселенные и параллельные миры часто обсуждаются в контексте других основных научных концепций, таких как Большой взрыв, теория струн и квантовая механика.
Около 13,7 миллиарда лет назад все, о чем мы знаем, было бесконечно малой сингулярностью. Затем, согласно теории Большого взрыва, она начала раздуваться во всех направлениях быстрее скорости света за крошечную долю секунды. Прежде чем прошло 10 ^ -32 секунды, Вселенная взорвалась, увеличившись в 10 ^ 26 раз от своего первоначального размера в процессе, называемом космической инфляцией. И это все до фактического расширения материи, которое мы обычно считаем Большим взрывом, которое было следствием всей этой инфляции: когда инфляция замедлилась, появился поток материи и радиации, создав классический огненный шар Большого взрыва, и начали формировать атомы, молекулы, звезды и галактики, которые населяют бескрайнее пространство, которое нас окружает.
Этот таинственный процесс инфляции и Большой взрыв убедили некоторых исследователей в том, что множественные вселенные возможны или даже очень вероятны. По словам физика-теоретика Александра Виленкина из Университета Тафтса в Массачусетсе, инфляция закончилась не везде одновременно. Хотя она закончилась 13, 8 миллиардов лет назад для всего, что мы можем обнаружить с Земли, космическая инфляция на самом деле продолжается в других местах. Это называется теорией вечной инфляции. Как писал Виленкин для Scientific American в 2011 году, когда инфляция заканчивается в определенном месте, образуется новая пузырьковая вселенная.
Эти пузырьковые вселенные не могут контактировать друг с другом, потому что они продолжают бесконечно расширяться. Если бы мы отправились к краю нашего пузыря, где он мог бы упираться в следующую пузырчатую вселенную, мы бы никогда не достигли его, потому что край уносится от нас быстрее, чем скорость света, и быстрее, чем мы мог когда-либо путешествовать. Но даже если бы мы смогли достичь следующего пузыря, согласно вечной инфляции (в сочетании с теорией струн), наша знакомая вселенная с ее физическими константами и пригодными для жизни условиями могла бы полностью отличаться от гипотетической вселенной пузыря рядом с нашей.
Данная картина вселенной, или мультивселенной, как ее называют, объясняет давнюю загадку того, почему константы природы, кажется, точно настроены для возникновения жизни. Причина в том, что разумные наблюдатели существуют только в тех редких пузырях, в которых по чистой случайности константы оказываются подходящими для развития жизни. Остальная часть мультивселенной остается бесплодной, но некому жаловаться на это. В некоторых бесконечных пузырьковых вселенных за пределами нашей собственной могут быть другие разумные наблюдатели. Но с каждым мгновением мы удаляемся от них и никогда не пересечемся.
Некоторые исследователи основывают свои идеи о параллельных вселенных на квантовой механике, математическом описании субатомных частиц. В квантовой механике одновременно возможны множественные состояния существования крошечных частиц — «волновая функция» заключает в себе все эти возможности. Однако когда мы смотрим, мы всегда наблюдаем только одну из возможностей. Согласно копенгагенской интерпретации квантовой механики, описанной в Стэнфордской энциклопедии философии, мы наблюдаем результат, когда волновая функция «схлопывается» в единую реальность.
Но теория многих миров или многомировая интерпретация говорит, что каждый раз, когда наблюдается одно состояние или результат, существует другой «мир», в котором другой квантовый результат становится реальностью. Это разветвленная структура, в которой мгновение за мгновением наша воспринимаемая вселенная разветвляется на почти бесконечные альтернативы. Эти альтернативные вселенные полностью разделены и не могут пересекаться, поэтому, хотя могут существовать бесчисленные версии вашей жизни, которая немного — или сильно — отличается от вашей жизни в этом мире, вы никогда этого не узнаете.
Теория многих миров — наиболее «смелый» подход к затруднительному положению квантовой механики, написал физик Шон Кэрролл в своей книге « Что-то глубоко скрытое: квантовые миры и появление пространства-времени » (Dutton, 2019). Он также утверждал, что это наиболее простая теория, хотя и не без морщин. Одна из этих черт заключается в том, что идея многих миров на самом деле не поддается опровержению. Это важный компонент научной мысли и способ, которым научное сообщество разрабатывает идеи, которые можно исследовать с помощью наблюдений и экспериментов. «Если нет возможности найти доказательства против теории, это плохо для науки в целом», — заявил научный журналист Джон Хорган в своем блоге для Scientific American.
Некоторые физики верят в более плоскую версию множественных вселенных. То есть, если Вселенная, в которой мы живем, существует вечно, существует не так много способов, которыми строительные блоки материи могут располагаться, собираясь в бесконечном пространстве. В конце концов, любое конечное число типов частиц должно повторять определенное расположение. Гипотетически, в достаточно большом пространстве эти частицы должны повторять расположение целых солнечных систем и галактик.
Итак, вся ваша жизнь может повториться в другом месте Вселенной, вплоть до того, что вы ели на завтрак вчера. По крайней мере, это теория. Но если Вселенная началась в конечной точке, как с этим согласен почти каждый физик, альтернативная версия вас, скорее всего, не существует, согласно статье астрофизика Итана Сигеля на Medium в 2015 году. Согласно Сигелю, «количество возможных исходов от частиц в любой Вселенной, взаимодействующих друг с другом, стремится к бесконечности быстрее, чем количество возможных Вселенных увеличивается из-за инфляции».
В относительно недавнем дополнении к пантеону теорий мультивселенной исследователи из Института теоретической физики Периметра в Ватерлоо, Онтарио, предположили, что Вселенная началась с Большого взрыва — и на противоположной стороне временной шкалы Большого взрыва, простираясь назад в то время, когда-то существовала вселенная, которая была точным зеркальным отображением нашей собственной. «Вместо того, чтобы говорить, что до взрыва существовала другая вселенная, мы говорим, что вселенная до взрыва на самом деле в некотором смысле является изображением Вселенной после взрыва», — сказал Space.com
Это означает, что все — протоны, электроны, даже такие действия, как разбивание яйца — будут обращены вспять. Антипротоны и положительно заряженные электроны будут составлять атомы, в то время как яйца не трескаются и возвращаются внутрь цыплят. В конце концов, эта вселенная сожмется, предположительно до сингулярности, прежде чем расшириться до нашей собственной вселенной. С другой стороны, обе вселенные были созданы во время Большого взрыва и одновременно взорвались вперед и назад во времени.
Бесчисленные произведения мифов и художественной литературы основаны на идеях параллельных вселенных и мультивселенной. Перекрывающиеся миры появляются в скандинавской мифологии, а также в буддийской и индуистской космологии. Идея соприкосновения нескольких вселенных появилась в печати еще в новелле Эдвина А. Эбботта «Флатландия: многогранный роман» (Seeley & Co., 1884), и ее до сих пор можно увидеть в недавних фильмах, таких как «Доктор Стрэндж». Целый жанр японских графических романов, называемый исекай, имеет дело с персонажами, перенесенными в параллельные миры, как это описано в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Почти каждый сериал «Звездный путь» включает ту или иную форму зеркальной вселенной, а перезагрузка фильма 2009 года с Крисом Пайном и Закари Куинто в главных ролях перенесла последующие фильмы «Звездный путь» в совершенно новую временную шкалу, которая явно ответвляется от оригинального сериала. А комиксы, как и соответствующие им фильмы, глубоко вникают в идею параллельных миров. Сюжетные линии последних комиксов Marvel (как в кино, так и в печати), арка Flashpoint DC и фильм 2018 года «Into the Spider-Verse» исследуют несколько вселенных и пересечения между ними. Это неполный список мультивселенных, вселенных с разделенной шкалой времени и параллельных вселенных в художественной литературе:
Автор: Фуад Кулиев
Просмотров: 7569
Комментарии к статье 0