01:10 | 6 мая, 2024

"В американских разведывательных кругах ходят слухи, что президент Обама, как ожидается, найдет путь к тому, чтобы освободить обвиняемых российских агентов и вернуть их на родину в рамках его примирительной политики "перезагрузки" отношений с Москвой", - пишет в газете "Вашингтон таймс" один из ее ключевых авторов Билл Герц, известный близостью к спецслужбам. Тем самым он отвечает на один из двух вопросов, которые, по его словам, остаются пока не ясными: как раскрыли группу и что теперь будет с ее участниками.
Конечно, "слухи" - наименее убедительный из всех возможных журналистских источников. Но в случае с Герцем можно быть уверенными хотя бы в том, что слухи эти действительно существуют в реальности, а не только в фантазии автора.
На собственный первый вопрос Герц отвечает со ссылкой на "источники в контрразведке, которые не имеют знаний из первых рук, но опираются в своих мнениях на многолетний опыт". По словам этих людей, законспирированная агентурная сеть "не была раскрыта агентами ФБР, расследующими иностранные операции, направленные на оказание влияния" на политику США. Собеседники Герца исходят из того, что группа "нелегалов" была раскрыта либо за счет перехвата и раскодирования шифровок Агентством национальной безопасности США, либо в результате предательства некоего "осведомителя, которому заплатили за информацию".
"Оба метода успешно использовались ФБР", - напоминает автор, приводя конкретные примеры.

* * *

Разоблачение в США глубоко законспирированной агентурной сети, подозреваемой в работе на российскую разведку, не следует однозначно воспринимать, как попытку бросить тень на президента США Барака Обаму и его политику "перезагрузки" отношений с Россией, а тем более торпедировать эти отношения. Такое мнение выразил в беседе старший научный сотрудник вашингтонского Центра по международной политике Мелвин Гудман - ветеран спецслужб США, проработавший почти четверть века в ЦРУ.
Недавно в Вашингтоне состоялась очередная российско-американская встреча на высшем уровне, и поэтому нынешний случай сразу создал впечатление, будто он так или иначе связан с этим важнейшим событием в двусторонних отношениях. Гудман, однако, считает, что торопиться с подобными умозаключениями не следует.
Гудман исходит из того, что агентурная разведка стран друг против друга продолжается в любом случае. Идет своим чередом и контрразведывательная работа ФБР, причем после терактов 11 сентября 2001 года в США она заметно усилилась, сказал он.
На вопрос о том, зачем вообще было объявлять об арестах и тем самым раздувать сенсацию, собеседник ответил, что у минюста США по сути не было другого выхода. "Это посольство - российское здесь или американское в Москве - можно предупредить, что тот или иной его сотрудник слишком активно себя ведет, и предложить этому человеку потихоньку уехать, - сказал он. - Когда же людей арестовывают, после этого их нужно судить, и об этом нужно объявлять. Это в любом случае публичная информация. Нужно же готовить процесс, собирать доказательства, получать свидетельские показания и т.п."
Более того, по мнению специалиста, для американских властей было бы гораздо хуже, если бы ФБР передало в минюст следственное дело, а тот попытался положить его под сукно. "Только представьте себе, какой бы поднялся шум, если бы какой-нибудь правдоискатель дал об этом утечку в прессу!" - воскликнул Гудман.
На основании той достаточно скудной информации, которая к настоящему времени обнародована, он предполагает, что арестованные "не были шпионами в классическом смысле слова", а скорее занимались поиском "подходящих людей для вербовки" - так называемых "агентов влияния".
"Я бы не стал исходить из того, что это была попытка поставить в неловкое положение Кремль или Белый дом, либо отбросить вспять американо-российские отношения, которые Обама явно старается улучшить", - сказал ветеран американской разведки.
В декабре прошлого года на рождественском приеме в ФБР немного пообщался с бывшим директором ФБР и ЦРУ США Уильямом Уэбстером. Речь шла о сравнительной силе разведок разных стран, мотивах предательства и т.п.
"В нашем кругу говорят: "Чтобы поймать шпиона, нужно иметь собственного шпиона", - сказал тогда Уэбстер, имея в виду, что агентов разоблачают как правило в результате предательства. - Когда я впервые это услышал, то счел простой отговоркой (контрразведчиков). Но потом посмотрелт истории выявленных "кротов" и убедился, что почти всегда так и бывает".

* * *

Скандал по поводу предполагаемой российской шпионской сети возник в неудобное время для Белого дома, который сделал ставку в своей внешней политике на улучшении сотрудничества с Москвой, но, судя по всему, он не причинит сильного ущерба американо-российским отношениям.
Администрация предприняла усилия для ослабления возникшей напряженности, в то время как российское правительство в примирительном тоне выразило надежду, что власти США "продемонстрируют необходимое понимание, учитывая позитивный характер нынешнего этапа развития российско-американских отношений".
Реакция Белого дома на сенсационное объявление о том, что были арестованы 11 человек, которые на протяжении десятилетия или больше нелегально действовали в американском обществе, была весьма сдержанной. Их обвиняют в использовании фальшивых имен и в стремлении получить американское гражданство, чтобы адаптироваться в американском обществе с целью поиска разведывательной информации, будучи российским "нелегалами" - шпионами, действующими без дипломатического прикрытия.
Представитель Белого дома Роберт Гиббс старался показать, что эти аресты - дело сугубо правоохранительных органов, а не инициированы президентом, хотя президент Барак Обама был обо всем проинформирован. Гиббс также преуменьшил политический последствия произошедшего. А журналисты дважды задавали вопросы Обаме об этом деле. И оба раза он не стал ничего комментировать.
По словам Гиббса, Обама знал о ведущемся расследовании до встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым в Белом доме, хотя, как сказал Гиббс, ему не было известно, знал ли Обама, что аресты неизбежны. Два лидера не обсуждали этот вопрос, сообщил Гиббс. По словам другого представителя Белого дома, Томми Вьетора, Обама не знал о точном времени арестов.
ФБР пришлось арестовать 10 россиян, подозреваемых в шпионаже, отчасти из-за того, что один из них собирался покинуть США, как сообщило министерство юстиции. Представитель министерства Дин Бойд не уточнил, кто из арестованных подозреваемых планировал уехать.
Заявления официальных представителей в обеих странах оставили впечатление, что наличие шпионских сетей остается обычным делом. Премьер-министр Владимир Путин продемонстрировал сдержанность во время встречи в его резиденции с бывшим президентом Биллом Клинтоном, который прибыл в Москву для участия в конференции по инвестициям.
"Как я понимаю, у вас дома полиция отправляет людей в тюрьму, - сказал Путин, вызвав смех Клинтона. - Это их работа. Я очень рассчитываю на то, что тот позитив, который был набран за последнее время в наших межгосударственных отношениях, не понесет ущерба от последних событий".
Администрация сделала своим высоким приоритетом улучшение отношений с Россией.
В краткосрочный перспективе на карту поставлен недавно подписанный договор по контролю за ядерными вооружениями, известный как новый Договор о СНВ, для реализации которого необходимо одобрение американского сената и российской Госдумы.
В более широком плане Обама хочет создать основы для стратегического партнерства с Москвой, чтобы расширить сотрудничество в области безопасности, экономики и в других сферах с этим бывшим противником времен "холодной войны".
Именно эту долгосрочную цель отметил государственный департамент в своей реакции на шпионский скандал. "Мы не собираемся отказываться от благоприятных возможностей, отвечающих нашим общим интересам, только из-за того, что есть вещи, с которыми мы не согласны", - заявил в беседе с журналистами Филип Гордон, курирующий в госдепартаменте политику в отношении России.
"Я считаю, что вам следует рассматривать этот шпионский вопрос в этом контексте. Мы чувствуем, что добились значительного прогресса за последние полтора года, устанавливая иные отношения с Россией, - добавил Гордон. - Мы полагаем, что нам есть что показать в подтверждение этого".
Шпионская деятельность часто причиняла ущерб американо-российским отношениям, даже в те два десятилетия, которые прошли со времени развала Советского Союза. Полностью детали этого последнего дела только предстоит узнать, но обвинения, предъявленные подозреваемым, не включали обвинения в шпионаже, и совсем неясно, какие секреты американского правительства им удалось заполучить и передать в Москву, если это вообще имело место.
Утверждается, что подозреваемые использовали фальшивые имена и стремились получить внутреннюю информации о политических разработках правительства США, что могло бы представлять интерес для России.
Брюс Ридел, бывший сотрудник ЦРУ и старший научный сотрудник Института Брукингса, заявил, что эта шпионская сеть была организована в "классическом для КГБ стиле", когда российская разведывательная служба внедряет "кротов", "рассчитывая на то, что от них будет отдача через годы и, возможно, даже через десятилетия".
"Они пытаются добраться до кого-то, обладающего влиянием, когда некто становится приятелем, скажем, президента аналитического центра, который, возможно, станет членом кабинета в следующей администрации, - сказал Ридел. - И у вас появляется человек, который сможет не только задавать такому члену кабинета вопросы, но и быть способным влиять на их деятельность".
Леон Арон, ведущий эксперт по России в Американском предпринимательском институте, видит мало шансов для дальнейших негативных дипломатических последствий в Вашингтоне и Москве. "Я думаю, что они просто не примут это во внимание", - сказал он.
Эндрю Качинс, ведущий эксперт по России в Центре стратегических и международных исследований, придерживается аналогичной точки зрения. "Предполагаю, что, как и большинство шпионских скандалов, этот вскоре забудется", - сказал Качинс.
По мнению некоторых аналитиков, Москва может рассмотреть вопрос о каких-то ответных мерах.
"Для этих вещей никогда не бывает подходящего времени, но меня не удивляет, что российский шпионаж продолжается", - отметил Дэвид Крамер, бывший помощник госсекретаря в администрации Буша и в настоящее время аналитик по России в Немецком фонде Маршалла в США. "Русские собираются принять ответные меры, и это определит, что произойдет потом", - добавил он.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
9 июля 2010, 11:42
Просмотров: 1061
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)