01:42 | 29 апреля, 2024

Без песни нет народа. Песня - это фундамент культуры любого народа

У каждой эпохи и у каждого народа свои песни, своя любовь и свои ценности, но попсовые песни мне порой представляются не человеческими, не выстраданными, а инкубаторскими, барабанными, не сердечными, а искусственными, скороспелыми, подкрашенными, мелочными, проходящими мимо сердца и, главное, оболванивающими и опошляющими. Аранжировке и компиляции песен и музыки ныне способствует компьютерная техника, халтура и бессовестность. В них нет страдания и свежести, радости и таланта. Иные песни похожи на резиновых манекенов и на жвачку. Посмотрели и прикоснулись, пожевали и выплюнули, а в сердце ничего не остается. Зачем же вообще петь в таком случае? Ради денег? Но их ведь можно зарабатывать много и другими делами. Великая музыка и великие песни рождаются не от изобилия, а от жажды.
Человечеству угрожает глобальная экономическая, экологическая и нравственная катастрофа от человеческого эгоизма, воинствующего мракобесия и ненасытности его натуры в сочетании с политическим терроризмом и религиозным экстремизмом. Призывы пророков, мудрецов, ученых, поэтов и художников не слышны в грохоте одурманивающей вакханалии современности. Может, песня станет эликсиром против манкуртизма и душевной глухоты людей?! Может, песня оживит совестливые струны равнодушного человечества?! Может, песня растопит лед равнодушия и черствости?
В наш экспрессивный век, когда открываются даже кризисные отделения в больницах для отчаявшихся в жизни, хорошие песни приобретают реально целебную ценность. Назначают лечение тихими, нежными и любимыми песнями и мелодиями, а не барабанной трескотней современной эстрады. Используют пение птиц и шум морского прибоя. Сегодня успешно функционирует в медицине целое научное направление - музотерапия. Во всех операционных мира звучит тихая музыка и нежное пение, но не оглушительное сумасшествие. Хорошая песня в спокойной тональности облегчает боль, горечь и печаль. Кстати, научно доказано негативное воздействие громкой музыки на психическое и физическое здоровье человека. К примеру, шум в кузнечном цеху - 90 децибел, на дискотеке и у взлетающих самолетов - 120. Поэтому кузнецы, ди-джеи и работники аэродромов глохнут чаще других. Эффект масштабного акустического устрашения противника впервые был успешно использован в ночное время маршалом Георгием Жуковым на подступах к Берлину. В США разрабатывают акустические бомбы, парализующие волю человека. Даже растения сохнут от шумной музыки. Орнитологи указывают на деформацию и ухудшение голосов городских ласточек из-за промышленных и городских шумов...
Многие империи и цивилизации разваливались не от внешних врагов, а от внутреннего разврата, воровства, продажности, безнравственности и разложения. Зная эту истину и человеческую слабость, глава ЦРУ США Ален Даллес еще в середине XX века разработал доктрину для своего ведомства. Вот лишь некоторые фрагменты этого циничного предписания: «Литература, театры, кино - всё будет изображать и прославлять самые низкие человеческие чувства. Будем поддерживать и поднимать всякую безнравственность... хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию... все это мы будем ловко и незаметно культивировать; все это расцветет махровым цветом... мы будем расшатывать, таким образом, поколения за поколением... мы будем браться за людей с детских и юношеских лет, будем главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков». И все это было направлено против Советского Союза. Разве все российские телевизионные каналы и российская эстрада в последние десять лет не работают по рецептам Даллеса? Разве им не подражают и в Дагестане, считая эту пошлость вершиной услады и смыслом продвинутой жизни, а тотальное оглупление - супермодой нашего времени?
В какой бы стране и в каком бы городе я не был, стараюсь приобретать лучшие песни местных артистов. Коллеги, друзья и знакомые, зная о моем хобби, пополняют мою музыкальную коллекцию. С наслаждением слушаю израильские и украинские песни. Восхищаюсь иранскими и итальянскими песнями. Не устаю от испанских и турецких напевов. У песен нет вражды, ибо истинное искусство никогда не проповедует агрессию.
Лакского языка, к сожалению, я не знаю, но с огромной благодарностью принимал участие в фестивалях лакской песни. Эти истинно народные фестивали организуют генеральный директор Московской фабрики кухонной мебели «Форема-Кухни» Омари Калаев и композитор Ширвани Чалаев. Жаль, что у других народов Дагестана не отыскиваются ни бизнесмены, ни композиторы такого высокого уровня, которые бы работали на бессмертие своего народа. Они собирают, берегут, пропагандируют и возвращают лакскую песню. Три летних дня фестиваля - это три дня величия лакского народа! Три дня не виртуальной (пустословной), а реальной любви к истории, культуре, песням, танцам и духовным корням лакского народа. Три дня воспевания, исцеления и возвеличивания своего народа. Не надо тостов за народ и республику поднимать, а надо вкладывать деньги в развитие культуры. Не только государству, но и каждому из нас. Это долг каждого и всех! Нужна постоянно функционирующая система поддержки культуры своего народа.
Песня - это соль и правда Жизни. Песня - это полет журавля. Песня - это буйство мустанга и сон малыша. Песня - это мелодия водопада, а не грохот взрывов. Песня - это исцелитель истомленной души, а не заржавевшие жернова по перемалыванию красоты и культуры народа. Но не пойму я нынче, что с песней дагестанской мы творим. За грохотом музыкальных усилителей не слышна сама песня, не понятны ее слова, не улавливается индивидуальность артиста. Певец или певица кричат так, будто их подключили к электросети с высоким напряжением. Они дергаются на сцене, как в эпилептическом припадке. За что и почему такое издевательство над песней? Что такого песни натворили нам, чтобы мы так безжалостно, без сожаления, бездумно и жестоко стали измываться над ней? Порой не поймешь, кто на сцене: клоун или певец, стриптизерша или певица?! К чему пробуждают такие песни? А главное, куда зовет нас такой артист - на высоту или на дно? Это вознесение красоты или низложение высоты? Это путь к люмпенизации или очеловечиванию народов?
...Москва. Концертный зал «Меридиан». Здесь ежегодно проводим вечера звезд дагестанской эстрады и мастеров искусств Москвы. Слушаю пение Айшат Насрулаевой. На седьмом ряду сижу. Аварским языком я владею не на «отлично», но все-таки достаточно хорошо. Но из песен певицы при очень большом напряжении я еле уловил лишь два слова: «лъаларо дида» («не знаю я») и «рокьи» («любовь»). А ведь эта певица с огромным голосовым диапазоном. За шумной музыкой не услышал я этот талантливый и красивый голос. В подобном же промышленном грохоте выступали и другие артисты тоже. А жаль...
Однажды на подобном же московском вечере на сцену позвали еще одного молодца - как объявили, «звезду аварской эстрады». «Звезда» вышла на сцену в кепке, оборванных джинсах и грязных тапочках. Ничего аварского не было ни в его мелодиях, ни в его песнях, ни в его сутулости, ни в его кривляниях и дерганьях, а напоминало, скорее, недуг страдальца детским церебральным параличом. Какое-то человекоподобное существо издевалось над древнейшей культурой аварского песнопения. Это был сплошной крик и звериный визг. К великому моему изумлению, и в зале тоже визжали!
(Продолжение следует)

ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
9 октября 2007, 17:01
Просмотров: 2135
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)