14:46 | 3 мая, 2024

На прошлой неделе в Малом зале заседаний мэрии Майкопа прошли открытые слушания по поводу межевания одного из земельных участков города. Событие, в общем-то, ординарное, и поэтому на слушаниях присутствовало ограниченное число лиц заинтересованных сторон. Делили, вернее, межевали территорию, которую когда-то занимало ПМДО «Дружба». Теперь на этом участке обосновались около тридцати физических и юридических лиц, ведущих коммерческую деятельность в духе времени. Муниципалитет, принимая активное участие в межевании, также застолбил за собой пару-тройку приглянувшихся ему участков. Развитие рыночных отношений в нашей республике получило очередной толчок, или пинок в направлении светлого, постперестроечного завтра.
А если серьезно, то тянуло от этой процедуры запахом несбывшихся надежд, прахом разбитых судеб, исковерканными биографиями тысяч майкопчан, по которым рыночные экспериментаторы-экспроприаторы проехались паровым катком. Я ведь тоже когда-то работал на «Дружбе» и прекрасно помню мощь этого флагмана мебельного производства СССР, продукция которого экспортировалась в 32 страны мира. Именно это предприятие было одним из тех, от ритмичной работы которого зависело благосостояние десятков тысяч жителей нашего города. «Дружба» была когда-то гордостью экономики Адыгейской автономной области и Краснодарского края. Поэтому очень горько листать подшивки старых республиканских газет и читать о славном прошлом орденоносного предприятия, ведь многие уже даже подзабыли значение аббревиатуры «ПМДО».
Расшифрую: «ПМДО» - это производственное мебельно-деревообрабатывающее объединение. «Дружба» некогда выпускала 3000 стульев в смену, знаменитые майкопские «стенки» шли нарасхват, отгружала ДСП и ДВП за рубеж, и славилась своими делами далеко за пределами Северного Кавказа. Я уже не говорю о «социалке» - яслях, детских садах, пионерских лагерях, домах отдыха, санаториях, профилакториях, буфетах, столовых, домах культуры, общежитиях и жилых домах. Мы считали все это само собой разумеющимся, и только когда подкрался и клюнул в задницу «жареный петух», мы спохватились, но... поезд ушел без нас. Большинство из оставшихся в живых оказалось на обочине жизни, лишним элементом в чужой и чуждой, заимствованной и навязанной политической и экономической системе. Осталось «выживать» и это - самая позорная и страшная страница истории новой «коммерческой» России.
За этот период республика прошла «афигенный» путь «демократицких» преобразований, сменив двух «всенародноизбранных» президентов на третьего - назначенного, и став «полноправным» субъектом РФ со статусом выше, чем у Краснодарского края.
Но вот какая незадача: с самого начала рыночных преобразований, нацеленных на всеобщее «процветание» и дальнейшее бесконечное благоденствие под небом рыночного «рая», «Дружба» стала стремительно хиреть. Этот процесс шел «в струе» стремительной деградации республиканской экономики. Адыгея из «промышленной» при Джаримове, превратилась в «аграрно-промышленную» при Совмене и, наконец, в «аграрную» при Тхакушинове. «Верной дорогой идете, товарищи!» - как сказал бы Владимир Ильич. И, наверняка, добавил бы: «Но, к сожалению, не в ту степь!». А теперь чего же: можно и о росте поговорить, тем более, что на фоне тотальной разрухи любые ростки экономики Адыгеи дают «обалденные» (например, в 540 раз!!!) проценты. Чего уж тут стесняться: сам себя не похвалишь - никто и не почешется.
Читаешь сегодня заголовки статей старых газет и понимаешь, что «Дружба» была просто обречена пасть в кампании приватизации-прихватизации, акционирования и преобразований. Уход Николая Остапенко только подстегнул губительный процесс бесславного реформирования предприятия. Но Николай Иванович хотя бы ушел красиво, а дальше вообще пошла сплошная «чернуха». Очень хорошо, кратко и сжато об этих процессах было написано в статье «Дружбы нет. Она погибла?», А. Тряпкина, опубликованной в «СА» 17 сентября 2002 года. Путь от приватизации и акционирования к липовому банкротству, от АОЗТ к ГУП «Майкопмебель «Дружба», переход предприятия в собственность МУП «Жилкомсервис», который также «приказал долго жить» - это конвульсии некогда процветавшего социалистического предприятия. Дальше началась банальная растащиловка, воровство и грабеж имущества бывшего мебельного гиганта. Впрочем, она началась с десяток лет назад и концовка закономерна - мэрия города наконец-то решила придать этому стихийному процессу хотя бы видимость законности. Тем более что свой «интерес» у администрации города в этом есть, а «с паршивой овцы -хоть шерсти клок» и то - «навар». Вот так и вбили последний гвоздь в крышку гроба мебельного гиганта, «не вписавшегося» в рыночную экономику. Территорию бывшей «Дружбы» размежевали. Это по-нашему и, конечно, в рамках рыночного мышления. Только вот очень здорово напоминает анекдот о «русском» бизнесе: «Украли ящик водки, продали и пропили».
И уже не хочется задавать извечный русский вопрос: что делать и кто виноват? Легче всего было бы негодующе ткнуть пальцем вверх и гневно заявить, что, мол, это «они» во всем виноваты. Думается, что в первую очередь виноваты мы с вами, те, которым все «по барабану» и у которых «моя хата с краю». Ибо не мною сказано - «бойтесь равнодушных». Так давайте полюбуемся на фотографию «территории отчуждения», в которую превратилась «Дружба». Она лучше всяких слов скажет об эффективности работы российского режима, республиканской власти и о нас с вами - «россиянах», «свободных» гражданах «великой» и «демократической» России.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
18 сентября 2007, 15:03
Просмотров: 2180
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)