23:11 | 8 мая, 2024

«Адская машинка» - этот журналистский штамп обозначает самодельное взрывное устройство. «Адская машина» - это словосочетание применимо к серебристой «Волге», сделавшей чёрное дело и погрузившей республику в траур. Взрыв автомобиля, загубивший невинные жизни в день праздника Ураза-Байрам, местные мусульмане назвали «кознями дьявола».
И вновь зловещее сочетание - «Северная Осетия. Сентябрь. Теракт». Не успели жители республики пережить годовщину бесланской трагедии, как 6 дней спустя случилась новая беда. На этот раз во Владикавказе. В самом центре города. Возле центрального рынка.
Жертвами новой вылазки террористов стали 17 человек. Раненых - более 170. Погибших могло оказаться значительно больше, но спасительной для многих стала бдительность одного из охранников рынка. Буквально минуты за три до теракта к шлагбауму подъехала та самая 31-я «Волга». Выйдя из машины, террорист-смертник – «вежливый и адекватный» - попросил у стража порядка разрешения оставить автомобиль на пятачке, расположенном аккурат между рынком и школой. Данную цель нелюдь выбрал не зря: здесь в тот момент было особенно многолюдно. Охранник предложил незнакомцу показать содержимое багажника. Ответ оказался невнятным: «Ключ от багажника куда-то делся, не могу найти… Да ладно, будь человеком!». Но охранник упорно стоял на своем, и террористу пришлось отогнать машину подальше. А мгновение спустя грянул взрыв…
Находившаяся в автомобиле «адская машинка» по своей убойной силе превосходила все предыдущие взрывные устройства, когда-либо приводимые в действие на территории Северной Осетии: по предварительным данным, ее мощность составила 30-40 килограммов в тротиловом эквиваленте.
Когда рассеялся дым, на асфальте остались лежать окровавленные тела. Отовсюду слышались стоны, проклятия, просьбы о помощи… В эпицентре взрыва образовалась воронка глубиной более полуметра. Чудовищный грохот был слышен на расстоянии нескольких километров, в окрестных домах из окон повылетали стекла. В оставшееся без стекла окно одной из квартир залетело автомобильное колесо - по счастливой случайности никого из домочадцев оно не задело.
В расположенной рядом школе № 18 учеников от серьезных травм спасли висевшие на окнах плотные занавески. Осколки стёкол, впрочем, - укусы комара по сравнению с увечьями, которые наносили всему живому на своем пути куски рубленой арматуры: ими было напичкано взрывное устройство. Этого «добра» (точнее, зла) террористы не пожалели, готовясь к заранее спланированному злодеянию. Исполнитель теракта - водитель «Волги» - был впоследствии обнаружен обезглавленным в искореженном салоне. Кто заказчик теракта, пока неизвестно. По центральным СМИ прошла информация о том, что ответственность за сентябрьский взрыв взял на себя известный террорист Доку Умаров.
Но кто организовал эту акцию, кто нанимал «чернорабочих», кто завербовал смертника? Как всегда, силовики твердят о тайне следствия, не делая никаких официальных заявлений. Не последовало их реакции и на информацию ряда телеканалов о задержании трех подозреваемых в причастности к теракту. Не прозвучало внятных комментариев и относительно сообщения североосетинских журналистов о том, что злополучная «Волга» прибыла в РСО-А из соседней Ингушетии, беспрепятственно миновав блок-пост на Черменском кругу.
Возможно, ситуацию хоть как-то прояснят прибывшие во Владикавказ директор ФСБ России Александр Бортников и заместитель генерального прокурора России, руководитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. А пока силовики молчат, журналисты обращают внимание на ряд любопытных обстоятельств.
«Место взрыва изменить нельзя»
Такую формулировку впору применить к регулярно происходящим в североосетинской столице терактам. И верно: с пугающей педантичностью злоумышленники атакуют владикавказский рынок и прилегающую к нему территорию.
Судите сами. 19 марта 1999 года на этом же центральном рынке, метрах в пятнадцати от места нынешнего теракта, прогремел мощнейший взрыв, в результате которого 56 человек погибли, около 200 получили ранения. Чуть более года спустя, 9 июля 2000 года, опять-таки на центральном рынке вновь случился теракт: взлетел на воздух припаркованный на площади у рынка автомобиль: 6 человек погибли, 18 - ранены. 10 ноября 2001 года в поле зрения террористов попадает другой владикавказский рынок - «Фаллой»: на его территории сработало взрывное устройство, унесшее жизни 5 человек, а еще 44 получили ранения. Менее чем через полгода террористы вернулись на многострадальный центральный рынок: здесь опять прогремел взрыв, в результате которого 8 человек погибли, более 40 были ранены. Затем последовала пауза длиною в шесть лет, после которой 6 ноября 2008 года на автобусной остановке метров в тридцати от рынка «Глобус» (это опять-таки возле центрального рынка) взорвалось маршрутное такси: 12 человек расстались с жизнью, 41 получил ранение.
Если и дальше проводить параллели с вылазками террористов, то следует отметить: нынешний теракт оказался более циничным по задумке. Ведь трагедия случилась в день праздника Ураза-Байрам, как уже говорилось. Возможно, это сделано с целью разжечь ненависть к исламу в Северной Осетии, большинство жителей которой исповедуют христианство. Террористы сделали расчет на то, что негативное отношение населения к мусульманской религии вынудит правоверных брать в руки оружие, пополняя ряды боевиков. Но у террористов сбился прицел: среди пострадавших оказалось немало мусульман, как, впрочем, и представителей других конфессий.
Пострадали в сентябрьском теракте представители не только разных религий, но и жители разных государств. Так, в Грузии похоронят Иасаман Мамедову и ее внука Эльнура Ашинова, которому было всего полтора года. На родину в Армению отправлено тело Арсена Елбакяна. Погибла в Северной Осетии и гражданка Украины Ольга Романова, приехавшая к больной матери во Владикавказ из Днепропетровска. Поэтому напрашивается вывод: вопреки планам организаторов теракта, владикавказская трагедия должна не стравливать людей, а объединять их в борьбе против общего зла - как на межэтническом, так и на межконфессиональном уровне.
Что касается конфессий, то очень эмоционально высказался по поводу случившегося исполняющий обязанности муфтия Северной Осетии Хаджимурат Гацалов, назвав организаторов и исполнителей теракта «пособниками сатаны», а сам террористический акт - «адским огнем».
Уже вечером 9 сентября возле места теракта у лент оцепления легли живые цветы и зажглись свечи. На следующий день, 10 сентября, объявленного в республике днем траура, люди продолжали нести сюда цветы - несут и до сих пор.
Словно под стать настроению жителей Северной Осетии, день траура выдался ненастным и промозглым, с моросящим холодным дождем. Дождевые капли бесшумно падали в оставшиеся на асфальте лужи крови…
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
14 сентября 2010, 16:46
Просмотров: 1156
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)