17:53 | 2 мая, 2024

Если сказать, что истекшая неделя в Армении стала неделей стабилизации и спокойствия, то это было бы небольшим преувеличением. Дело в том, что крайне радикальные сторонники экс-президента Левона Тер-Петросяна на самом деле остались верны своему «обету» - всячески пытаться спровоцировать власти. Нет, оппозиционеры не пытались сдать свои заявки на проведение митингов в Ереванскую мэрию – видимо, поняли после первой неудачной «попытки», что придать видимость законности своим сборищам на Театральной площади им, по крайней мере, пока не удастся. И тогда была избрана иная форма выражения своего протеста – вперёд выдвигаются женщины… Всё в тех же траурных одеяниях, с чёрными лентами, свечами… Которые упорно пытаются «пробиться» на Театральную площадь. А когда раз за разом им это не удаётся, то своё запланированное «стояние» на Опере с, возможно, гневно обличительными речами в адрес властей заменяют на «политические гуляния» по Северному проспекту Еревана или какие-нибудь «политические чтения» там или здесь…
Конечно, все эти «меры гражданского неповиновения» нельзя назвать сугубо демонстративной провокацией. Сейчас никто не отрицает, что при всей ангажированности действий Тер-Петросяна и его ближайшего окружения, а также, что уже не вызывает особых сомнений, явной заинтересованности влиятельных кругов на Западе (в том числе и так называемого «лондонского центра бархатных революций» в странах СНГ вкупе с небезызвестным Фондом Джорджа Сороса) в продолжении нагнетания страстей на ереванских улицах, тем не менее, масса критического «удельного веса» негативизма в населении по отношению к нынешним властям и, в особенности, к их кадровой политике достигла какого-то определённого предела, лимита. В противном случае вряд ли победило бы в сознании около 300 тысяч армянских избирателей желание избрать «любую швабру», лишь бы «выкорчевать корни» власти нынешней. Учитывая, что в предвыборную пору очень много говорилось о том, что в Армении, как и в России, впервые в странах СНГ власти взяли на вооружение тонкую внутриполитическую акцию «Преемник», то приходится говорить, что действующему премьер-министру Сержу Саркисяну, в основном, пришлось «расхлёбывать» родимые пятна времён правления ныне пока действующего президента Роберта Кочаряна.
Никто не отрицает, что общество сегодня нуждается в очень широком внутриобщественном диалоге. Но – общем для всех. Для всех, кто принял решение 19 февраля этого года не голосовать ни за кандидата от правящей Республиканской партии Армении (РПА), т.е. действующего премьера С.Саркисяна, ни за тем более кандидата от какого-то якобы «всенародного движения», поддержавшего кандидатуру экс-президента Тер-Петросяна. Действительно, самый простейший арифметический подсчёт любому беспристрастному наблюдателю покажет, что если взять кандидатуры С.Саркисяна и, в особенности, Тер-Петросяна, то в оппозиции им сегодня стоит значительная часть населения. Кроме того, до 30 процентов зарегистрированных избирателей вообще не явилось на выборы. Это люди, которые с огромным удовольствием проголосовали бы 19 февраля «против всех», но, увы, согласно новому избирательному законодательству Армении, сейчас такой графы в избирательных бюллетенях просто нет… Но кто сказал, что какой-либо из современных актуальных, действующих политиков Армении имеет право игнорировать факт наличия как минимум 540 тысяч человек, одинаково «не переваривающих» ни одно из 9 лиц-кандидатов в президенты, которые принимали участие в последних президентских выборах? И это из почти 1 миллиона 800 с лишним тысяч армянских избирателей… Более полумиллиона армянских граждан – это сила. Пока спящая сила. Или – просто апатичная, потерявшая веру в любой из идеалов, кроме своей собственной персоны. Вот за кого должны были бы бороться все из 9 последних армянских кандидатов в президенты!..
Но никто не боролся за эти свыше полумиллиона армянских граждан. Значит ли это, что и дальше следует игнорировать данный факт – наличие целого пласта населения, который утратил всякий интерес к избирательному процессу? Ведь это значит и НЕДОВЕРИЕ к институту выборов в Армении вообще. Кто в этом виноват? Да все. Начиная с времён правления самого экс-президента Тер-Петросяна, этой части армянского электората усиленно вдалбливалась одна и та же «истина» - чего бы вы ни хотели и как бы вы ни голосовали, всё равно результат будет тот, который нужен действующей власти! Во время правления президента Р.Кочаряна данный постулат изменился немного – лишь внешне. Теперь таких откровенных преступлений, какие совершались во времена правления Тер-Петросяна, во время избирательного процесса конкретно и непосредственно на избирательных участках не происходит. Глубинная суть же неизменности текущих политических реалий не изменилась. При этом ещё почти совершенно стёрлась и идеологическая, сугубо политическая разница между действующими силами в обществе. Раньше хоть более или менее сильная Компартия оттягивала на себя значительный процент внимания армянских граждан. Сейчас же из сугубо идеологических альтернатив можно упомянуть разве что своеобразную околосоциалистическую идеологию партии Армянская революционная федерация/«Дашнакцутюн» (АРФ/Д) – все остальные только и орут, что о либерализме и рыночной экономике!..
Специфика демократических процессов в Армении заключается в том, что выборы здесь никогда не заканчиваются. Чисто в процедурном плане они, конечно, имеют свое начало и свой конец. Во всем остальном Армения как бы застревает в состоянии поствыборного синдрома надолго, практически до следующих выборов. Виною этому обострённое чувство несправедливости, недоверие к избирательным процессам, которое умело подогревается потерпевшими поражение политическими силами ссылками на нарушения, носящие в их интерпретации исключительно массовый характер. Если присовокупить сюда социальное недовольство, то получается гремучая смесь, которая при наличии умелых манипуляторов способна взорвать общество изнутри. А что в лагере Тер-Петросяна такие умелые манипуляторы есть, нет сомнений. В определённом смысле детонатор уже сработал, и сегодня общество оказалось в расколотом состоянии. Как выйти из этого состояния? Есть ли рецепты консолидации общества? Ведь внутренняя дестабилизация чревата непредсказуемыми последствиями для всех граждан Армении, независимо от их политических пристрастий...
Главный рецепт на все случаи жизни — это диалог. Пожалуй, никто из здравомыслящих политических и общественных деятелей, представителей научной и культурной элиты не подвергает этот факт сомнению. За исключением тех, в чьих планах изначально значилась дестабилизация обстановки. Однако сложившаяся на данный момент ситуация показывает, что желаемых политических дивидендов они могут и не получить. Ведь за то, что произошло 1-2 марта, несут ответственность все политические силы, в том числе и власть, и оппозиция независимо от того, признаются они в этом или нет. Тем не менее, идея диалога витает в воздухе как спасательный клич. Ключевой вопрос, который в связи с этим возникает, — возможен ли диалог между политическими силами, ставшими причиной противостояния в обществе? Чувство самосохранения подсказывает, что диалог должен быть возможен всегда. Другое дело, что пока, судя по риторике и откровенным попыткам сторонников Тер-Петросяна подогревать напряжённость в обществе, эта возможность плохо просматривается. А протянутая С.Саркисяном сразу после выборов рука так и застыла в воздухе, если не считать коалиционных партнёров, принявших предложение к сотрудничеству.
Но даже на этом фоне есть выход — начать диалог власти с обществом. Именно – С НАРОДОМ, к которому сейчас так полюбил апеллировать Тер-Петросян, который в свою бытность президентом откровенно пренебрегал своим народом, игнорировал его протесты, даже – не побоимся этого утверждения, искренне презирал свой народ! В предложениях на этот счёт недостатка не испытывается, и все они укладываются в формулу — власть должна сделать выводы из происшедшего. Одной из первых прозвучала идея о внеочередных парламентских выборах. Дескать, нынешний состав не отвечает истинному раскладу политических сил в обществе и надо бы дать возможность его пересмотреть. Тут даже неважно, кто первым озвучил данную идею как вариант компромиссного исхода ожидающегося диалога. Заметим, что если речь об отсутствии в составе депкорпуса Национального собрания Армении представителей бывшей правящей партии Армянское общенациональное движение (АОД) – партии Тер-Петросяна, то за это избиратели должны быть благодарны самой этой партии, потому как она добровольно сошла с дистанции парламентской гонки, решив «поберечь силы» для президентской, прекрасно зная что ИМЕННО КАК ПАРТИЯ, она давно отвергнута армянским народом. Более того – народ ненавидел и ненавидит аббревиатуру АОД. К тому же несложно представить, к чему приведут внеочередные выборные страсти в стране, которая ещё не оправилась от очередного марафона. Действующий президент Р.Кочарян, обратившись к этой идее на своей последней пресс-конференции, сказал, что вряд ли она будет способствовать разрядке, скорее, наоборот.
«Опять начинать всё по новой, опять накалять ситуацию. На Западе победитель опережает проигравшего на 1-2 процента, но проигравший не считает это концом света и не кричит о развале государственной системы. У нас всё наоборот. Больше 300 тысяч человек проголосовали за Левона Тер-Петросяна. Ещё больше избирателей проголосовали за Степана Демирчяна в 2003г. И что? Ломать государственную систему? Опять реформировать Избирательный кодекс? Дело не в кодексе и не в законах, а в нас самих, в отсутствии политической культуры, когда проигравший выборы обязательно кричит о фальсификациях», — сказал Р.Кочарян. И добавлять тут больше нечего. Кстати, об Избирательном кодексе. Многие политические силы, которые сегодня, прислушиваясь в том числе и к европейским рекомендациям, говорят о совершенствовании избирательной системы, вовсе не готовы отдать прерогативу комплектования избирательных комиссий, а вместе с ней и всю ответственность за выборы государству. Но при этом активно продвигают идею о 100-процентной пропорциональной системе и парламентской республике.
Что касается желающих вновь ввергнуться в пучину избирательных процессов, то на самом деле такая возможность не за горизонтом — всего через полгода Армению ожидают выборы в органы местного самоуправления. И хотя этот институт власти ещё толком не состоялся, на этот раз ему предстоит пройти серьёзное испытание. Согласно реформированной Конституции, должность мэра Еревана становится выборной. В Национальном собрании ожидает второго чтения законопроект, в соответствии с которым мэра столицы будут выбирать тахапеты – префекты регионов столицы. Учитывая, что в Ереване проживает половина населения республики, у радикальной оппозиции есть реальный шанс побороться за кресло градоначальника. Пожалуй, и эта перспектива и делает её сегодня несговорчивой — ведь для успеха на предстоящих выборах нужно сохранить интерес к себе, а вместе с ним и напряжённость в обществе. Мысль о том, что местные выборы могут стать предметом диалога с властью, её пока не посещала. В качестве предусловия для начала диалога выдвигается ультиматум освободить всех задержанных и заключенных. Пункт, кстати, позаимствованный из европейских рекомендаций. Напомним по случаю, что первым пунктом этих рекомендаций значится признание всеми политическими силами решения Конституционного суда. Но эту рекомендацию отечественные радикалы демонстративно игнорируют. Равно как и тот факт, что начать диалог можно было и до того, как появился повод кого-либо задерживать и тем паче судить. И в этом смысле называть задержанных после известных событий политическими заключёнными можно лишь с очень большой степенью допущения. Как бы то ни было, представители творческой интеллигенции, в частности художественный руководитель Русского драматического театра им. К.С.Станиславского народный артист Армении Александр Григорян, считая естественным наказание виновных в мартовских событиях, не видит необходимости прибегать к жёстким мерам. По его мнению, необходим жест, достойный сильного, состоявшегося государства: надо протянуть руку и выручить «заблудших», найти общий язык с экономически и политически обиженными людьми.
Вернёмся, однако, к другим идеям о консолидации общества. Среди них создание политического совета при президенте с включением представителей внепарламентской оппозиции. Это из предложений независимого депутата Виктора Даллакяна, который также продвигает идею о создании временной парламентской комиссии по расследованию событий 1-2 марта, включив туда представителей Тер-Петросяна. АРФ/Д в сво1м последнем заявлении предлагала создать Общественный совет при президенте. Напомним, что эта идея, реализованная в России в виде Общественной палаты, озвучивалась давно и неоднократно, и не только со стороны дашнакцаканов. Что касается временной парламентской комиссии, то на неё неожиданно болезненно прореагировал политолог, экс-депутат (оппозиционный) парламента Амаяк Оганесян. Назвав идею циничной, он заявил, что депкорпусу следовало бы в полном составе встать 1 марта между народом и полицией и не допустить того, что пытается сегодня расследовать. Что ж, в статусе экс-депутата советовать, конечно, легче.
Чаще всего в качестве самого эффективного механизма снятия напряжённости в обществе говорится об осуществлении радикальных изменений — тех самых, в ожидании которых народ пошёл на выборы. Похоже, что именно эта идея медленно, но верно пробивает себе путь. Она легла в основу коалиционного договора четырёх партий. Не вошедшие в коалицию политические силы относятся к возможности радикальных реформ более скептически, увязывая их напрямую с кадровой политикой нового президента. В контексте будущего распределения портфелей между членами коалиции эта тема более чем актуальна. Сам факт того, что на этот раз коалиционный договор был подписан исключительно вокруг политических принципов, вселяет надежду, что при распределении должностей каждый из коалиционных партнеров будет руководствоваться опытом и профессионализмом выдвигаемых кадров. Иначе разочарование неизбежно.
Несомненно, важна и фигура будущего премьера, которая в случае приемлемого в глазах народа назначения сможет консолидировать общество. Пока обо всех возможных кадровых назначениях говорится на уровне слухов. Проговаривается как минимум семь кандидатур на этот пост. Среди них два Карена Карапетяна, один — глава «АрмРосгазпрома», а второй — руководитель парламентской фракции РПА, далее спикер НС Тигран Торосян, председатель Центробанка Тигран Саркисян, председатель Совета директоров российской группы компаний «Тройка-Диалог» Рубен Варданян, вице-премьер Овик Абрамян и бывший премьер Армен Саркисян, проживающий в Лондоне. Самая последняя утечка информации из британского «The Economist» со ссылкой на известного предпринимателя Михаила Багдасарова, который называет в качестве наиболее вероятной кандидатуры Т.Саркисяна. Впрочем, никаких выводов из этого не следует, потому как вброс подобной информации тоже своего рода технология, призванная прощупать общественные настроения.
Пресса, по вполне естественным причинам, охотно тиражирует эти слухи, и так происходит во всех странах. В любом случае лучше пересказывать слухи о возможных назначениях, чем нагнетать истерию и напряжённость, как этим, к сожалению, продолжают заниматься некоторые СМИ под видом подачи «объективной» информации. Но не обратить внимание на заявление депутата парламента, одного из лидеров правящей РПА Галуста Саакяна просто нельзя. Недавно он, комментируя слухи о том, что в штаб-квартире республиканцев днями идут бурные споры и т.д. вокруг должности будущего главы правительства и распределения министерских портфелей, буквально огорошил общественность. По словам Г.Саакяна, несмотря на то, что члены РПА, естественно, хотели бы, чтобы премьер-министром был назначен республиканец, тем не менее, партия не будет против решения о назначении на эту должность личности не из рядов РПА. Главное требование – чтобы это был опытный, проверенный специалист-прпофессионал… После этого и начались «рассуждения» о том, имеют ли шансы при таком раскладе «настроений» в правящей партии (а то, что Г.Саакян говорил о вероятности, когда вопрос о назначении премьера решил бы единолично избранный президент, он же – глава РПА С.Саркисян!..) такие политики, как член Бюро АРФ/Д и бывший кандидат в президенты Ваган Ованнисян, лидер партии Национально-демократический союз (НДС) и также бывший кандидат в президенты, заодно – и один из экс-премьеров Армении Вазген Манукян?.. Наконец, в самых смелых прогнозах прозвучала и фамилия… экс-президента Тер-Петросяна!!!!
Вот уж и впрямь, очень неожиданные повороты судьбы, а также полемики о том, каким может быть поствыборный политический диалог в Армении. Кстати, недавно, выступая по телеканалу «Шант», российский политолог Сергей Кургинян указал на три возможных выхода из ситуации. Первый механизм — это силовое давление со стороны власти, но тогда проблемы загоняются внутрь и через 2-3 года возможна новая волна протеста. Второй вариант — власть показывает свою слабость и тогда возмущение возникает быстрее, уже через 2-3 месяца. И, наконец, третий путь — задействование политических механизмов. На них и вся надежда. Как и на прагматизм и благоразумие всех действующих политиков. Именно – политиков, а не околополитической маргинальной массы, научившейся «играть в политику» и демонстрирующую навыком владения политической «демократизированной» демагогической риторикой. В конце концов, не стоит забывать, что прежде чем С.Саркисян и Л.Тер-Петросян превратились в основных конкурентов во время последних президентских выборов, первый на протяжении как минимум 5-6 лет проработал в «команде» экс-президента на ряде министерских должностей. То есть постоянно общался, был в контакте с Тер-Петросяном как министр армянского правительства. Куда уж опытнее этих двух фигур в современной Армении!.. Так что находить общий язык им будет легче, было бы только взаимное желание.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
1 апреля 2008, 12:28
Просмотров: 4789
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)