05:51 | 3 мая, 2024

Что решат в румынской столице?

Именно сегодня и завтра, 1-2 апреля, в Бухаресте проходит тот самый форум представителей стран – членов Североатлантического альянса, от решения которого зависит, изменится ли в очередной раз, и в обозримом будущем, расклад геополитических сил на карте мира. Факт, что новые острые противоречия, порождаемые программами НАТО, толкают к рецидивам, характерным для эпохи «холодной войны» между Востоком и Западом. И вновь причины кроются в приближении НАТО к российским границам, но разговор идет уже о территории Кавказа. В качестве политических субъектов, готовых в обозримом будущем пополнить ряды военно-политического альянса, на этот раз выступают члены СНГ - Грузия и Украина, поддерживаемые США, прибалтийскими государствами, в относительной степени Польшей и еще несколькими странами. Но совет НАТО состоит из 26 членов, настроенных в основном критически, и это не дает повода для излишнего обольщения ни Тбилиси, ни Киеву.
Вопрос – получат ли Украина и Грузия статус кандидатов, что превратит их в потенциальных участников альянса со всеми правами и обязательствами, звучал на протяжении последних месяцев с перманентной настойчивостью и остротой. Сомнения высказывались прежде всего в отношении Грузии: мол, непрочная демократия и слабая экономика наряду с потерянными, как считается, временно, территориями и неважно защищенными границами, другие аналогичные причины, свидетельствующие о неготовности страны влиться в компанию партнеров по НАТО, задержат процесс получения такого статуса, и уж совсем долго придется ждать торжеств по случаю вступления. Возможно, что так оно и произойдет, гадать не имеет смысла. Но последние события – в частности заявления президента США и других влиятельных политиков Вашингтона, подхваченные в ряде европейских городов, свидетельствует о том, что американская администрация проявляет очевидную заинтересованность в ускоренном приеме Грузии и Украины в НАТО, демонстрируя при этом признаки нетерпения. Замечая это тревожное для себя обстоятельство, руководство МИД РФ сигнализирует об очевидных признаках необратимости процесса, подталкиваемого администрацией США, и предупреждает Запад об ответственности за последствия такой политики.
Те задачи, которые НАТО считает чрезвычайно важными, как известно, не пользуются в остальном мире равномерной популярностью. Но от этого они не становятся менее актуальными для Вашингтона или Лондона. И когда западные политические круги, подбадривая Тбилиси и Киев, советуют им не обращать излишнее внимание на Москву, поскольку все будет зависеть не от ее позиции, а от решения членов альянса, они мыслят в пределах своекорыстных интересов, прикрываясь не лишенными лукавства аргументами: например, что плохого в том, если Россия будет иметь побольше границ с демократическими странами. Совершенно ясно, что Вашингтон рискует действительно вызвать необратимые процессы, но уже связанные с необходимостью развязывать новые узлы им же провоцируемых противоречий.
Любопытно следующее. Основные экспертные оценки в Тбилиси сходятся на том, что Грузия и Европа сегодня мало совмещаются – с точки зрения качества демократии и прочих показателей. Получается, что страна желает стать частью той семьи народов, на которую совсем не похожа. И все же очень заметно, что подобное несоответствие критериев Джорджа Буша не очень волнует, или – не волнует в той же степени, в какой это было прежде. Разгадка кроется в интенсивности военных целей альянса и в недекларируемой стратегической потребности, связанной с сужением жизненного пространства для России. И хотя генсек НАТО Яап де Хоофс Схеффер постоянно дает понять, что вступление в альянс – как бы не сбор урожая цитрусовых и сопряжен с долгосрочными усилиями претендентов, он тоже, конечно, осознает, что фактор своевременного и беспрекословного подчинения стран амбициям Вашингтона крайне важен, особенно на фоне решений германских и итальянских законодателей, наложивших в прошлом году вето на отправление в Ирак дополнительных контингентов военных сил. Если учитывать, что значение этого фактора со временем будет лишь возрастать, то нет сомнений, что Грузия и подобные ей партнеры Запада представляют для США политическую ценность уже сейчас. Руководство Грузии, поддерживая планы НАТО и само нуждаясь в поддержке собственных намерений, имеющих конкретные цели регионального урегулирования, согласилось, напомним, оставить свои войска в Ираке до конца года, и эта просьба Буша не особенно обсуждалась в Тбилиси.
Россия устами министра иностранных дел Сергея Лаврова на министериале СНГ заявила: «Что касается конкретного вопроса о стремлении Грузии в НАТО, то если имеется в виду заручиться поддержкой всякого рода со стороны этого альянса для того, чтобы силовым путем решить проблему абхазского и югоосетинского конфликтов, то, я думаю, это очень опасная игра. Вы знаете, что и Абхазия, и Южная Осетия даже думать не могут о том, что Грузия придет в НАТО, а НАТО придет в этот регион». Встречная позиция грузинской стороны состоит и в том, что, цитирую одного из экспертов, «попустительство со стороны России целям сепаратистов, фактическое поощрение их планов, дестабилизирующих обстановку в регионе, не оставляет Грузии иного выхода, как стремиться вступить в Североатлантический альянс». Снятие Москвой с Абхазии санкций экономического и военного характера еще более убедило грузинское руководство в целесообразности вхождения в общество западных партнеров.
Однако представляется все-таки, что предпринимая этот шаг, Тбилиси не хотел бы уповать на решение абхазской головоломки военными методами. Чего, кстати, не хочет и Запад, решающий пока более важные для себя задачи на иных пространствах. Причем именно военными средствами, и не решая, а осложняя возможности политического урегулирования. Зато, надо отдать ему должное, Михаил Саакашвили в пятницу выступил с новыми мирными инициативами по Абхазии, чем существенно дополнил все предыдущие предложения, встретившие ранее в Сухуми отрицательную реакцию. На этот раз в Тбилиси полагают, что Сергею Багапшу и другим ответственным за исход событий политикам будет нелегко логично объяснить, почему они отказываются от этих предложений. В частности, от определения статуса неограниченной автономии, от создания в Очамчира и Гали свободных экономических зон, от широкого представительства в центральных органах власти, от поста вице-президента Грузии, от права вето на любые решения тбилисских властей, которые коснутся конституционного статуса Абхазии и всех важнейших предпосылок сохранения и развития культуры, языка, всех этнопсихологических факторов. В Сухуми фактический глава Абхазии Сергей Багапш заявил, что речь идет о пропаганде перед саммитом НАТО. Спикер же парламента Грузии Нино Бурджанадзе не сомневается, что появилась новая возможность решить судьбу конфликта «мирными методами, достаточно убедительными по сути и совершенно приемлемыми». И поскольку более выгодных для сторон вариантов, предполагающих непременное соблюдение федерализма, пока нет, то Грузия будет настаивать на активном вмешательстве международных организаций в процесс реализации нового плана. Но пока все взоры устремлены к Бухаресту...
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
1 апреля 2008, 11:57
Просмотров: 2671
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)