14:07 | 29 апреля, 2024

Неслучайный демарш спикера

Грузинская общественность получила безрадостную весть. В субботу утром в Ираке, в 20 километрах от Багдада, где дислоцируется отправленный в прошлом году из Тбилиси миротворческий батальон, во время патрульного объезда территории на самодельной мине подорвался военный «Хаммер». Погибли находившиеся в нем военнослужащие – командир взвода лейтенант Георгий Маргиев и капрал Зураб Гвенетадзе, ранены сержант Тенгиз Мирцхулава и сопровождавший экипаж переводчик – местный араб. Сообщивший об этом на специальном брифинге заместитель начальника штаба министерства обороны Гига Татишвили сказал, что раненых перевели в ближайший военный госпиталь, состояние их здоровья стабильное. Семьям погибших правительство Грузии выплатит компенсацию в размере 15 тысяч лари (около 10 тысяч долларов) каждому.
Это первый случай гибели грузинских военнослужащих в Ираке. До того, два года назад, в результате подрыва бронетранспортера на танковой мине, тяжелые увечья получил один из офицеров, отправленный на лечение в Германию.
На сообщение о гибели превыми откликнулись представители Лейбористстской партии Грузии. В воскресенье политический секретарь этой организации Иосиф Шатберашвили устроил брифинг и заявил, что правительство Михаила Саакашвили посылает грузинскую молодежь в Ирак на бойню. «У президента здесь потерянные территории, а наши военные находятся за тысячи километров от родины и гибнут в чужой бессмысленной войне. Саакашвили начал получать цинковые гробы, и это стало следствием его легкомысленной и недальновидной политики», - заявил Шатберашвили, стараясь использовать трагический случай как повод для очередной дискредитации президента и как возможность пиара для лейбористских целей перед приближающимися парламентскими выборами.
Предвыборная кампания тем временем отличается новым существенным обстоятельством. От участия в выборах отказалась спикер парламента Нино Бурджанадзе. Причина – разногласия с президентом и обида на Саакашвили, разумеется, неафишируемая. Они сначала договорились, что 15 кандидатов в депутаты в избирательном списке партии «Единое национальное движение», предлагаемых в качестве квоты Бурджанадзе, займут места среди первых 30 соискателей мандатов. Но затем Саакашвили передумал и перекроил список по собственному усмотрению. Он решил, что некоторые кандидаты, выдвинутые Бурджанадзе, выглядят не слишком убедительно для победы, и предложил других людей. Тогда Нино, в свою очередь, решила, что с нее довольно.
Все это стало большой неожиданностью для многих. Действительно, спикер, проявляя принципиальность, дипломатический дар, политический такт и выдержку, сделала все возможное, чтобы продлить президенту политическую жизнь с ноября прошлого года, когда после бурных митингов протеста и жестокого разгона демонстрации она выстроила надежные оборонительные редуты и, несмотря на очевидные политические промахи президента, с логической прозрачностью защищала его позиции, объясняя свою непреклонность и одновременно готовность к диалогу интересами государства. При этом она нередко и незаслуженно становилась объектом жесткой, а то и – оскорбительной – критики со стороны оппозиционных сил.
Последним демаршем бурджанадзе поставила себя в абсолютно независимое положение. Она как бы дистанциировалась от президента и политического шлейфа малопривлекательных фактов его деятельности, о которых оппоненты готовы напомнить ему в любое время и, в частности, в самое ближайшее. Предвидя сомнительные перспективы для правящей партии в парламентских выборах, эта молодая женщина, утомленная ролью политического стабилизатора в условиях проявляемой к ней неблагодарности, заявила, что в стан оппозиции не перейдет, а сделает все для успешного проведения демократических выборов. Значит ли это, что она вновь станет опорным фактором для интересов Саакашвили? Вряд ли.
Скорее всего она со временем начнет подготовку к будущим президентским выборам. Победа правящей партии 21 мая отнюдь не бесспорна. Риск, связанный с неприятностями из-за праведной и неправедной борьбы властей с оппонентами, очевиден. Да и зачем портить ей свою репутацию в самый кульминационный и проблематичный момент? Бурджанадзе согласилась бы на бой с оппозицией, если бы Саакашвили, в свою очередь, согласился бы на ее предложения по гуманизации(!) так называемых демократических реформ. Но этого не произошло, и она отказалась стать лидером команды, состав которой отразил скорее президентские амбиции и капризы, нежели потребности здравого смысла. Впрочем, это прежде всего ее точка зрения. Но в любом случае она избавила себя от дополнительных прегрешений и сейчас ее имидж значительно облагорожен. Эдуард Шеварднадзе обрадовался ее шагу одним из первых: «Узнаю прежнюю Нино». Михаил Саакашвили назвал спикера символом политической стабильности и предрек ей роль важной политической фигуры после ее возвращения в политику. Бурджанадзе, второе лицо государства, и ей остается стать президентом. Главное, она не проиграет парламентские выборы, за что ей следует благодарить нынешнего президента. Что касается первого номера в избирательном списке ЕДН, то им стал исполняющий обязанности министра иностранных дел Давид Бакрадзе. И, быть может, именно этого более всего и добивался Саакашвили. Кто знает, почему. Пойми их, правителей, порой не ведающих, что они творят...
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
6 мая 2008, 12:48
Просмотров: 2816
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)