19:01 | 5 мая, 2024

Заодно критикуют Москву

Прибывший в Абхазию на исходе минувшей недели помощник госсекретаря США Мэтью Брайза пытается сдвинуть с мертвой точки грузино-абхазские переговоры. Активизация Вашингтона до сей поры ограничивалась в основном устными рекомендациями для сторон, однако повседневные неудачи его тбилисских партнеров и давние приоритеты сухумских лидеров, заметно поддержанные Москвой после вызывающего решения по Косово, заставили посланцев Белого дома предпринять новые усилия в целях воздействия на абхазскую политическую верхушку.
Брайза посетил черноморский город во главе делегации госдепа и в сопровождении посла США в Грузии Джона Тефта, что как бы подчеркивало неделимость Грузии и правомерность предложений грузинского политического руководства, изложенных Михаилом Саакашвили. Фактический президент Абхазии Сергей Багапш, отвечая на эти инициативы, ранее однозначно заявил, что абхазский народ свой выбор уже сделал. Не обращая особого внимания на позицию нелегитимного абхазского правительства и не доверяя его ссылкам на «выбор народа», из Тбилиси продолжают напоминать, что Грузия никогда не примирится с потерей своих исторических территорий. Да и западные эмиссары, которым следовало бы проявлять озабоченность (да где там!) последствиями решения по Косово для Грузии, и не только для нее, спешат сейчас подейственнее включить характерный для США механизм «политики неоднозначных подходов». Понимая и чувствуя все это, в Сухуми, как показалось, не вполне были готовы выслушать Мэтью Брайзу и воспринять позицию США таким образом, как этого хотелось бы Вашингтону в интересах нормализации положения. Слишком заметно нервничал глава МИД самопровозглашенной Абхазии Сергей Шамба, переминаясь с ноги на ногу, когда т-н Брайза излагал на брифинге свою точку зрения.
Американцы прибыли в Сухуми, когда грузинская сторона уже имела информацию – а, значит, ее имела и делегация гостей, - о том, что в этот же край незадолго до того прибыли генералы из российского оборонного ведомства. Задача высокопоставленных военных чиновников, как передали грузинские информационные агентства со ссылкой на различные абхазские источники, включая не слишком конфиденциально вещающее Абхазское телевидение, состоит в том, чтобы определить места дислокации высадившихся накануне в Абхазии близ города Ткварчели (абхазцы, приверженные собственной топонимике, называют его Ткварчал) 400 десантников, а также верно определить места распределения боевой техники и обрудования новых наблюдательных постов. Общее руководсто этими процессами осуществляет полковник Александр Павлушко, назначенный недавно заместителем министра обороны Абхазии. Это назначение привело к протесту грузинской стороны по причине участия Павлушко в известном инциденте у села Ганмухури, где расположен, вблизи от Гальского района, «лагерь патриотов», вызвавший недовольство руководства ООН и других международных организаций своей непомерной прошлогодней активностью. Достаточно вспомнить, что туда срочно приехал Саакашвили, чтобы на месте разобраться в причинах микроконфликта миротворцев с полицейскими, хотя генсек ООН Пан Ги Мун к тому времени уже предупреждал о препятствиях, которые чинят подобные лагеря переговорному процессу. Кстати говоря, затею с патриотической экзальтацией критике подвергли тогда и грузинские оппозиционные политики. Но делегация госдепа, что главное, знала и о том, естественно, как развивались самые последние события, усилившие противостояние грузинской и абхазской сторон. Учитывая же приближение даты парламентских выборов в Грузии, назначенных на 21 мая, Вашингтон крайне заинтересован в стабильности в зоне конфликта и старается принять посильные меры во избежание спонтанного обострения ситуации. Выборы нуждаются в спокойной обстановке и демократическом имидже. В противном случае декабрьский саммит НАТО вновь поставит под сомнение целесообразность членства Грузии в Североатлантическом альянсе, а этого Белому дому очень хотелось бы избежать. Соответственно, позиция, сформулированная помощником госсекретаря в Сухуми, непременно заслуживает цитирования.
В первой части она звучит так: «Единственный путь к урегулированию – стол переговоров. Важно, чтобы люди, которые здесь живут, чувствовали себя спокойно. Политическая и военная ситуация сейчас очень напряженная, но военных путей разрешения этого конфликта не существует». Министр Шамба начал нервничать после появления в рассуждениях Брайзы российской темы, впервые изложенной американскими представителями в Сухуми. Причем, откровенно и в обвинительной тональности: «Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что в Москве есть люди, которые хотели бы углубления конфликта. Неделю назад из уст министра иностранных дел и других российских политиков, включая председателя Гсударственной думы, мы услышали заявления, что если Грузия использует военную силу, Россия ответит адекватным образом. Такой разговор о применении силы противоречит цели и смыслу российского миротворчества. Миссия наблюдателей ООН заявила в эти дни, что в Абхазию введен контингент российских военнослужащих, которые миротворцами не являются. Нам интересно, где сейчас они находятся и что именно планируют...» И поскольку этот вопрос делегацию из США действительно интересует, она побывала после Сухуми и Гагра еще и в Очамчирском и Гальском районах Абхазии. Цель проста – зафиксировать избыточность и, стало быть, противоправность российского военного присутствия. О своих выводах Мэтью Брайза вскоре оповестит стороны конфликта, а также администрацию США.
Тем временем официальный Тбилиси уже обдумывает идею признания России стороной конфликта(!). И если это вдруг случится, то вместо перехода к возобновлению грузино-абхазских переговоров можно будет получить новый повод для осложнения диалога. Хотя вряд ли Саакашвили станет торопиться с таким шагом без одобрения американских коллег.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
13 мая 2008, 11:59
Просмотров: 2337
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)