12:11 | 5 мая, 2024

Очередной политический эпатаж?

«Каждому гражданину надо дать возможность сделать свой выбор. Главное – выбрать тот парламент, который выражает волю народа», - вроде бы аксиоматично, но и не без значения высказала свое мнение в день парламентских выборов Нино Бурджанадзе – теперь уже, можно сказать, бывший председатель высшего законодательного органа. Но выражает ли на самом деле депутатский корпус парламента седьмого созыва волю народа? Вопрос крайне любопытный.
Результаты уже известны, и хотя подсчет голосов для получения окончательной статистической картины продолжался все последние дни, основные итоги определились почти сразу и были обнародованы на следующий день. Партия «Единое национальное движение», по данным на воскресенье, имела 59,23 процентов голосов, Совет объединенной оппозиции – 17,7, «Христианско-демократическое движение» - 8,62, Лейбористская партия – 7,44. Остальным политическим силам, включая Республиканскую партию, считавшуюся фаворитом и отметившую в эти дни 30 лет со дня основания, пятипроцентный барьер преодолеть не удалось. В отличие христианских демократов, создавших партию три месяца назад благодаря усилиям журналистов, изгнанных из независимой телекомпании «Имеди», закрытой властями вследствие ее слишком большой информированности и гражданской принципиальности. Памятуя об этом, избиратели не поскупились отдать им голоса, хотя бывшие журналисты не сомневаются, что часть этих голосов у них просто украли.
Итак, партия власти в лице «Национального движения» не только «выиграла» парламентские выборы, но и добилась – подумать только! – конституционного большинства, завоевав количество мандатов, приближающееся к 120 – 125. Всего же в новом парламенте – 150 депутатов. Партия Михаила Саакашвили, вопреки всем прогнозам, напротив, только укрепила свои позиции. Объединенная оппозиция может рассчитывать лишь на 11 или 12 депутатских мест, христиане-демократы – на шесть, лейбористы – на пять. Из 75 мажоритарных депутатов 70 будут представлять «Национальное движение». Прошедшие по пропорциональным спискам «националы» займут в парламенте не менее 45 – 47 мест из 47. Не слишком ли «впечатляющий», равно как и сомнительный, итог?! – вопрошает избиратель.
Каким же образом «бунтующая Грузия» получила результат, который с учетом событий последних месяцев был не столь однозначно предсказуем? Основная причина состоит в том, что оппозиционные силы не стали до выборов создавать единый политический блок, который стал бы для значительной части избирателей, недовольной правительством, конкретным объектом выбора. Амбиции и самомнение лидеров Республиканской партии, когда они решили отказаться войти в Совет объединенной оппозиции, как и аналогичное решение себялюбивых лейбористов, полагавшихся на «любовь народа», привели не только к ослаблению оппозиционного натиска на власть, но и к разочарованию многочисленных избирателей. В Грузии каждый невзрачный политик видит себя или Наполеоном или Черчиллем, поэтому то же самое произошло еще в январе, когда оппозиция не выдвинула единого кандидата в президенты, растеряв шансы на успех. Хитрый и коварный президент (каковым не без личных оснований считает оппозиция, и не только она, донельзя предприимчивого Мишу), тогда обвел всех вокруг пальца, легко обыграв противостоящие ему разрозненные силы. Разговоры о фальсификации, как видно, не слишком портят нервную систему Михаила Саакашвили, который строит политические расчеты таким образом, чтобы удерживать своих оппонентов, каждый из которых лелеет надежду отмщения президенту за пережитые издевательства и унижения, на солидной политической дистанции от реальной власти. Задачу президенту всякий раз облегчает легкомыслие и пустословие оппозиции, политическая программа которой ограничивается лозунгом «Грузия без Саакашвили!». Ничего более осязаемого, практически реального и социально целесообразного оппозиция в ходе избирательной кампании так и не предложила. Сложился образ озлобленных политических групп, лишенных конкретных идей и творческого потенциала. Что же касается требований, связанных с гуманизацией власти и четко выраженного курса на решение социальных проблем, то инициативу в этом направлении Саакашвили перехватил сначала перед президентскими выборами, а затем закрепил ее в ходе избирательной кампании перед выборами парламентскими. Президент, как обычно, демонстрировал неуемную энергию. Он хотел, чтобы общество усмотрело в его стараниях немалые возможности самой партии и предвосхитило ее будущие достижения. И своего добился. Нелюбовь общества к президенту оказалась компенсированной за счет общей несостоятельности оппозиции. И не исключено, поговаривают в политических кругах, что популярные в январе призывы митингующих лидеров о низложении президентского института власти и перехода к иной форме правления – парламентской республике, когда страной руководит премьер-министр, через несколько лет осуществит тот же нынешний глава государства. Ясно, что с целью продления собственной власти.
Вместе с тем неверно было бы полагать, что умоностроения электоральных слоев изменились настолько, что этого могло оказаться достаточно для безоговорочной победы партии власти. Несмотря на одобрительные отзывы международных наблюдателей, особенно из тех стран, которые однозначно поддерживают вступление Грузии в НАТО, а также руководителя группы мониторинга ОБСЕ Матиаса Йорша и подобных ему миссионеров, отметивших существенный прогресс по сравнению с организацией президентских выборов, зафиксированы многочисленные нарушения, иные из которых представляют фальсификацию, не стесненную никакими актуальными соображениями. Голоса давались вместо тех, кто надолго покинул Грузию, и с этой целью изучалось количество пустующих квартир и фиксировались адреса; одни и те же группы лиц объезжали избирательные участки и голосовали несколько раз; во многих регионах, городах и районах на представителей оппозиционных партий оказывалось давление посредством угроз и запугиваний. Обо всем этом свидетельствуют очевидцы. Был, к примеру, случай похищения бюллетеней женщиной, занятой работой на избирательном участке, и при этом подчеркивалось, что бюллетени и регистрационный журнал она «пыталась спрятать в нижнем белье». Нашлись также доброхоты, которые согласились голосовать по специальному поручению за мажоритарных депутатов от правящей партии во многих районах Тбилиси. Среди них, согласно ряду достоверных источников, во множестве оказались полицейские и активисты-добровольцы. Застраховаться следовало по элементарной причине: население столицы, как показал опыт предыдущих выборов, не очень жалует правящую элиту. Все эти подтасовки, умело замаскированные под благопристойно составленную документацию, прошли мимо «бдительного» взора международных наблюдателей, прибывших контролировать соблюдение демократического порядка.
После объявления предварительных итогов выборов президент выступил с обращением к политическим оппонентам, поблагодарив всех избирателей – независимо от того, какую партию они поддержали. Два основных сигнала, которые направил «несокрушимый» Михаил Саакашвили в адрес общественности, состояли в следующем. Первый: новый парламент будет гораздо более плюралистичным и более многопартийным, чем прежний. (Но каким образом, если на три остальные партии пришлось чуть больше двух десятков мест, что означает исполнение ими роли подчиненного меньшинства?! – Авт.). «С радостью жду сотрудничества даже с самой небольшой фракцией», - пообещал президент. И сказал, что в Конституцию Грузии никакие изменения вноситься не будут, даже если правящая партия получит простое большинство, а не конституционное. Но он к тому времени уже знал, что расклад сил для него окажется оптимальным – максимально желательным. И второй: какое бы представительство ни имела в парламенте правящая партия, глава государства сделает все, чтобы оппозиция получила намного больше рычагов контроля над правительством. Будет учитываться мнение даже самой малочисленной фракции. Возможность влиять на управление страной и определять ее судьбу будет у всех...
Эти, на первый взгляд, многообещающие слова оппозицию не утешили, скорее усилили ее раздражение. Объявленные результаты оскорбленными политиками были восприняты крайне болезненно и поначалу повергли их в состояние шока. Но затем, после горького урока, полученного в очередной раз, решили наконец объединиться, теперь уже с целью продолжения борьбы во имя спасения присвоенных правящей партией голосов. Лейбористы, втайне сожалея о своей самонадеянности, к тому же ратуют за назначение новых парламентских выборов, что совсем уж нереально. Политический секретарь партии Иосиф Шатберашвили: «Если власти пойдут на уступки и в целом ряде избирательных округов аннулируют результаты выборов, то наше участие в парламенте станет возможным. Но с одним условием: через 9 – 10 месяцев должны быть назначены новые парламентские выборы». Лидер лейбористов Шалва Нателашвили, как и главы других оппозиционных партий, мало верят в подобную возможность, и потому договорились о совместном бойкоте парламента, первое заседание которого назначено на 10 июня. «Пусть Саакашвили и его партия останутся в этом парламенте одни. И пусть они станут объектом всемирного насмехательства», - призвал Нателашвили оппозиционеров, которым вместо законодательной работы в парламенте вновь предстоит выход на улицы. Однако дело в том, что в законодательных актах нет понятия «бойкот». Юристы объясняют, что в таких случаях депутатов, отказывающихся от работы в парламенте, лишают мандатов путем голосования, а вместо них членами законодательного органа становятся политики из списков партий, показавших последующий результат. Присутствует еще одна проблема: христиане-демократы не склонны присоединяться к бойкоту, предпочитая не терять времени для выражения накопившихся претензий к властям с парламентской трибуны.
Оппозиционер от «Новых правых» Давид Гамкрелидзе, став победителем в соперничестве мажоритариев, уверен, что бойкот – это самый правильный шаг в сторону окончательной фиксации факта установления в Грузии однопартийной диктатуры. И пока Михаил Саакашвили выступал с трибуны, установленной на проспекте Руставели, и громко хвалил достижения грузинской демократии по случаю дня независимости, критикуя заодно всех, кто пытается посягнуть на территориальную целостность страны, и пока почти то же самое говорил Лех Качинский – единственный из президентов других стран прибывший в Тбилиси для участия в праздновании 26 мая, c другого конца города в сторону проспекта началось многолюдное шествие в сторону главного проспекта. Митинг, устроенный здесь, собрал несколько десятков тысяч человек, недовольных результатами выборов, ставших следствием фальсификации. Ораторы были настолько разгорячены, что не стеснялись в выражениях. Власти, думающие иначе, вместе с гостями в это время уже держали в руках фужеры с шампанским.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
27 мая 2008, 13:37
Просмотров: 1954
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)