08:43 | 29 апреля, 2024

По профессии я нефтяник. Закончил Грозненскийнефтяной институт. Начинал работать в Малгобекском УБР еще в те времена, когда там был начальником С. А. Темираев. Потом наступила перестройка, времена пошли смутные. Я уехал из республики, потому что мы, нефтяники, работали, но наша нефть отправлялась на переработку в дудаевскую Ичкерию, мы же, малгобекские нефтяники, не получали за свою работу ни гроша. Обращались по этому вопросу к правительству, писали письма тогдашнему президенту. Нам дали понять, чтобы не совали нос не в свое дело. А кому не нравится, могут уезжать. Что я и сделал. Сейчас работаю в Ноябрьске, но хочу вернуться домой и работать в своей республике по специальности. Мне не советуют: мол, куда ты хочешь вернуться - в Ингушетии безработица.
Я работаю вахтовым методом, потому на родине бываю часто, строю дом. Все, что происходит в Ингушетии, вижу своими глазами. И могу сам сделать выводы, не читая газет и не слушая «Эхо Москвы».
Недавно скончался мой дальний родственник, и я поехал на тязет. Как всегда, во время таких событий люди обмениваются новостями, делятся своими проблемами. Там я встретил племянника. Парню уже за 30, не работает, на какие средства живет - не сказал, но, судя по одежде, живет неплохо. Жалуется, что он, юрист по профессии, не может найти работу по специальности. «Нужно дать взятку, чтобы взяли на работу», - заявляет он. Интересуюсь, что окончил. Коммерческий какой-то университет. Кто посылал на учебу? Сам поступил, отвечает. А какая разница, кто посылал? Да такая, отвечаю, что если тебя направили на учебу МВД, прокуратура или судебные органы, то они и на работу тебя обязаны взять после того, как ты получишь диплом. Если нет работы по специальности, то мужчине негоже сидеть дома. Куда податься? Да хоть на стройку каменщиком, сварщиком, механизатором. Этими специальностями можно овладеть за 2-3 месяца, если есть желание. Тем более, что ингуши испокон веков владели всеми строительными специальностями, могли быть и электриками, и сантехниками, и электросварщиками. Вы бы видели, какую скорчил мину мой племянник! Ему - да на стройку?
А я вспомнил себя, когда после окончания нефтяного института мы, дипломированные инженеры, должны были познать профессию буровика, начиная с азов - с помощника бурильщика... Это уже потом, получив разряды, мы становились начальниками буровой, руководителями инженерно-технических служб. Никто из нас не чурался «грязной» работы.
Недавно я был в селении Эзми. Находится оно на территории Северной Осетии, но живут там ингуши. А потому все блага получают от правительства Ингушетии. Отличная асфальтированная дорога, обслуживают ее рабочие Джейрахского ДРСУ. Проведен сюда газ, в каждом доме - водопровод, электричество. И даже телефон-автомат стоит, по которому можно позвонить в любую точку мира.
Увидев нашу машину, из ворот одного дома вышла женщина. «Хорошо живете», - кивнув в сторону телефона-автомата, сказал я ей. Она поджала губы: «Хорошо, да не очень. Работы нет, президент Ингушетии не думает о нас». Но тут в разговор вступил мой попутчик, который хорошо знал обстановку. «Глупая ты женщина, - возмутился он. - Эти дороги, газ, вода, даже этот телефон, по которому твой сын звонит своему другу в Бельгию, - по чьему распоряжению здесь появились?» - «Говорят, Зязиков так решил», - женщина не ожидала такого напора. Мой попутчик на этом не остановился: «А в школу ваши дети куда ходят? Где вы лечитесь? Тоже в Джейрахе. Теперь по поводу работы. Твоя дочь, сын, муж - все работают в Джейрахском районе Ингушетии, но не в Осетии. И без работы в вашей семье только ты и твоя сноха, которая недавно родила. И вообще, открой-ка пошире ворота, это чей там самосвал под навесом стоит?» - «Ну, наш», - вконец смутилась женщина. «Он у вас для красоты стоит?» - «Зачем для красоты? Сын щебенку возит, когда кто-то ему заказывает».
- Никто здесь, в горах, не бедствует, не доедает последний кусок хлеба. Посмотри, какие дома в селах Джейрахского района строят люди вместо тех, саманных, что были лет десять назад. Везде есть газ, свет, вода, дороги отличные. А насчет работы... Давай сейчас заедем в Джейрахское ДРСУ, и тебе скажут, что им постоянно нужны рабочие руки. И зарплата для сельских жителей довольно неплохая - от 8 до 15 тысяч рублей, - подытожил мой приятель.
...Пришлось как-то зайти в ингушский Автодор. И там в разговоре с директором Казбулатом Горчхановым узнал, что нехватка рабочих рук у них не только в Джейрахском районе. Такая же ситуация во всех четырех ДРСУ республики.
- Нам нужны не только рабочие-дорожники. Мы строим 30-квартирный жилой дом в Магасе. Требуются рабочие всех строительных специальностей. Не идут! Мы платим 250 рублей рабочему за заливку бетоном одного квадратного метра. Ничего сложного - залей бетоном, схватится раствор - сними опалубку. Тоже нет желающих. А ты говоришь - безработица!
Кто-то может сказать, что в связи со слабым здоровьем не может работать на стройке или же на ремонте дорог. Но в республике есть предприятия, где также нужны рабочие руки. Если на недавно открытом заводе антенно-мачтовых сооружений нужны дипломированные специалисты, то на Назрановском заводе электродвигателей малых мощностей готовы принимать на работу студентов с последующей переподготовкой. И, кстати, почему молодому человеку нужно обязательно идти в юристы-экономисты, которых в нашей стране огромное перепроизводство?
О том, где нужны рабочие руки и какие специальности считаются дефицитными, можно узнать любому, кто на каждом углу жалуется на безработицу. Достаточно поднять телефонную трубку и позвонить в комитет по занятости или же в отделы кадров вышеуказанных предприятий. Нужно только захотеть. А вот такое желание у многих напрочь отсутствует.
Раньше считалось позором, если мужчина в доме не был добытчиком, не мог содержать семью. Теперь же такое чувство, как стыд, у многих атрофировано. Людей развратило время, события последних полутора десятков лет. После 1992 года в республику хлынули беженцы из Пригородного района, затем через три года еще одна волна беженцев, уже из Чечни. Сюда понаехали всякие гуманитарные организации, Красный Крест, которые стали раздавать «гуманитарку». Появилось большое количество списков людей, которых на самом деле не существовало. Дело Чичикова жило и процветало все годы, пока в Чечне творился этот беспредел!
А сколько людей наживалось в то время на захвате заложников! Нужно смотреть правде в глаза и признать, что мои земляки не брезговали и этой статьей дохода, начиная от представителей власти самого высокого ранга.
Тот, кто хочет работать - работает. Вон, в Плиево молодая женщина занимается ковроткачеством, в Малгобеке открыли цех народных промыслов по производству сувениров на национальную тематику. Кстати, в Магасе, где сейчас идет интенсивное строительство, работает много чеченцев, приезжают из Урус-Мартана, Самашек.
Как видите, работу в Ингушетии найти можно. Только все хотят быть начальниками, ездить на персональных машинах и отсиживать 8 часов в кабинетах. Вот этого на всех желающих и не хватает.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
8 апреля 2008, 13:41
Просмотров: 2206
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)