07:28 | 6 мая, 2024

К Олимпиадам, венчающим каждый четырехлетний цикл, мы давно привыкли. Вот сейчас огонь Игр совершает путешествие по миру, чтобы в августе вспыхнуть пламенем над аренами баталий в Пекине, вся планета в ожидании очередного спортивного чуда. Ясно, и вся Россия, причем готова в большинстве видов программы благословить своих посланцев на победы высшего достоинства. Дело обычное, олимпийские награды нам не в новость. А ведь было и совсем иное...
Шел 1952-й. То, что СССР примет участие в Олимпийских играх, проводимых в столице Финляндии Хельсинки, явилось в некотором роде сенсацией. Нелишне вспомнить, еще был жив Иосиф Сталин. Вождь народов и «лучший друг спортсменов» их не баловал, состязались они больше во внутренних рамках, изредка выезжая разве что в страны соцдемократии.
«Капиталисты», оценивая наши достижения и рекорды, писали о «елочных секундомерах» и «дубовых штангах». Правда, существовала попытка выйти на олимпийский простор еще в 1948-м, в Лондоне, но в ту пору не успели соблюсти необходимые формальности, подготовить необходимые документы, почему обошлось без нас.
Хорошо помню, как над входом ростовских, и не только ростовских, стадионов и залов гордо реял призывной лозунг «Все мировые рекорды должны быть советскими!». Хотя сравнить истинный потенциал сил Запада и Востока было сложно в силу отсутствия реальных контактов. Именно в Хельсинки представилась полномерно такая возможность.
Стоит вообще-то посочувствовать руководителям советской олимпийской команды. В Страну Суоми они ехали, как на заклание, - при суровом сталинском нраве вполне можно было на обратном пути при неудаче проехать мимо родного дома в места не столь отдаленные, это в лучшем случае. Известно, что позже произошло с неудачниками-футболистами, вызвавшими гнев главы государства. Еще мягко обошлось, спас общий успех олимпийской команды СССР.
В принципе, именно в Хельсинки и именно из-за СССР сами Игры впервые политизировались. Раньше зачетные очки государств-участников подсчитывались вяло, теперь соотносительно царившей мировой тенденции и в спорте социализм сошелся с капитализмом стенка на стенку.
Соперничество советские идеологи разожгли по полной программе. Как очевидец происходившего, хотя и не в Стране Суоми, свидетельствую - день все мы начинали и заканчивали подсчетом тех самых злополучных баллов, опережаем мы сегодня Америку или нет. Понятно, за своих переживали яростно. Телевидение еще было в перспективе, да что телевидение, транзисторных приемников не имелось в природе, крутили ручки тоже не массовых ламповых, а у окон: заслышав скороговорку комментаторов, собирались прохожие, ловившие каждое слово, каждую весть.
Итак, ХV Олимпийские игры, Хельсинки, 19 июля - 3 августа 1952 года. 4925 участников из 69 стран (для сравнения: в Лондоне вышли на старт 4099 спортсменов, представивших 59 стран).
Наши как-то сразу включились в борьбу со старожилами предыдущих Игр, прежде всего с гегемонами-американцами. Самую первую золотую награду завоевала наша метательница диска Нина Ромашкова (Пономарева). Есть версия, что минутами раньше праздновал такой же золотой успех на помосте штангистов ростовчанин Иван Удодов, но здесь, судя по всему, сработал тот самый идеологический синдром - Нина-то из столицы, «правильнее» отмечать триумф именно Москвы, а не какого-то там Ростова-на-Дону. Конечно, сами победители вряд ли о таких тонкостях думали.
Американцы на успех Нины Ромашковой в легкой атлетике, коронной своей национальной дисциплине, ответили четырнадцатью в двадцати четырех видах. Советский контрудар - абсолютное первенство в другом классическом олимпийском виде - спортивной гимнастике. У женщин не имела равных Мария Гороховская и вся советская команда, у мужчин буквально потряс гармонией силы и изящества Виктор Чукарин, тоже вместе с «золотыми» партнерами в команде Грантом Шагиняном, Валентином Муратовым, Евгением Корольковым, Владимиром Беляковым, Иосифом Бердиевым, Дмитрием Леонкиным, Максимом Перельманом.
В той же штанге интересно прошла в полутяжелом весе схватка Невила Шемански из США и нашего Григория Новака. Чтобы победить, американцу пришлось установить в сумме троеборья олимпийский и мировой рекорды; советский атлет ответил лишь олимпийским рекордом в жиме. Григорий Новак до и после славился, как цирковой артист: когда он приезжал на гастроли в мой Ростов, мы спешили купить билеты на галерку подивиться искусству атлета-силача.
В Хельсинки западные журналисты за советскими девушками и парнями прямо-таки охотились. Иные моменты газетчиков потрясали. Вот Виктор Чукарин, прима-гимнаст Игр, он, оказывается, в войну получил тяжелое ранение в руку - и вот ему нет равных. А Иван Удодов - узник печально знаменитого концлагеря Бухенвальд, и после смертельных нечеловеческих испытаний - олимпийский чемпион. Нет, поистине загадочный народ, эти русские, читалось в большинстве репортажей.
Еще обращали внимание на интернационализм советских. Сборная по баскетболу уступила лишь мощнейшим соперникам из США, в ней играли русские Анатолий Конев, Юрий Озеров, Александр Моисеев, Иван Лысов, грузины Отар Коркия и Нодар Джорджикия, литовцы Казис Петкявичюс, Юстас Лагунавичюс, Статис Стонкус, эстонцы Ильмар Куллам, Хейно Круус, латыш Майгонис Валдманис. Основной диспетчер разыгрывающий, которого всерьез приметили заокеанские агенты, Иван Лысов, коренной таллинец, в Великую Отечественную воевал в рядах Эстонского стрелкового корпуса. Мне посчастливилось, будучи спустя годы в Таллине, взять у него интервью, о той сплоченной интердружине он говорил с исключительной теплотой.
Среди советских лауреатов непременно нужно вспомнить борца-тяжеловеса Иоганнеса Коткаса, толкательницу ядра Галину Зыбину, другую легкоатлетку Александру Чудину, вторую в прыжках в длину, метании копья, третью в прыжках в высоту. Яростный бой дала безапелляционным фаворитам - американцам четверка наших бегунов-спринтеров в эстафете 4х100 метров: Борис Токарев, Леонид Каляев, Леван Санадз, Владимир Сухарев, а также штангисты Рафаэль Чимишкян, Трофим Ломакин, стрелок Анатолий Богданов, гребец Юрий Тюкалов.
Относительная драма Олимпиады - поражение футбольной сборной СССР от югославов. Напомню, в той команде играли в числе других будущие тренеры-мэтры Константин Бесков, Валентин Николаев,Василий Трофимов, легендарные Всеволод Бобров и Игорь Нетто. В 1/16 они взяли верх 2:1 над Болгарией, с югославами в 1/8 сначала сыграли 5:5, уступая 0:5, в повторном матче проиграли 1:3. И... подверглись невероятной обструкции (Иосиф Сталин ненавидел Йосипа Броз Тито, главу Югославии). Вскоре любимый народом ЦДКА расформировали. Почему, не могу понять: в том составе армейцев я насчитал всего пятерых, кроме них сборную составляли два московских динамовца, два спартаковца, два ленинградца и два тбилисских динамовца, те клубы обошлись без гонений. Победителями же и призерами в Хельсинки стали Венгрия, Югославия, Швеция.
Южан в Хельсинки прибыло семеро - шесть ростовчан и один краснодарец. Медаль, золотая, пришлась на всех одна - о ней, Ивана Удодова, я уже сказал. Бегун-спринтер Михаил Казанцев в забеге на 100 метров занял третье место и дальше не пробился, его жена Флора пришла к финишу в забеге на 200 метров пятой. В Хельсинки они представляли Ростов, но оба родом из Грозного. Прыгун в длину Николай Андрющенко не выполнил квалификационную норму - 7 метров 20 сантиметров.
Кубанский пловец Анатолий Разночинцев не пробился в финал на дистанции 200 метров брассом. Все это не умаляет заслуг замечательных мастеров, ведь и получить вакансии в сборную на Олимпиаду равнялось подвигу.
О том же опыте, обретаемом с листа, мне рассказывал Николай Орищенко, вместе с Николаем Перевозчиковым на гребной регате составивший экипаж каноэ-двойки. Сначала они на ходу осваивали купленную у чехов лодку непосредственно перед Играми; в финале хитрые канадцы на повороте совершили коварный маневр, в каноэ ростовчан набралось несколько ведер воды, резко его утяжелив, в результате они оказались лишь четвертыми.
Теперь о том самом пресловутом командном зачете. Он выглядит так (золотые медали, серебряные, бронзовые, очки):
СССР 22 30 19 494
США 40 19 17 494
Венгрия 16 10 10 259,5
Швеция 12 13 10 230
ФРГ - 7 17 168,5
Финляндия 6 3 13 45,5
Объективно, Олимпиаду в Хельсинки выиграли американцы. Наши же «легко» объявили себя первыми: мол, в целом у нас очков больше. Сейчас известно, приоритет командного первенства отдается по числу золотых наград; те самые отечественные «идеологи» призвали на помощь общую сумму олимпийских зачетных позиций, и результат сошелся с американцами. Но это нисколько не снижает значение факта появления на олимпийском небосводе могучей спортивной державы - Советского Союза, вышедшего на ведущие роли в спорте, что унаследовала теперь и Россия.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
29 апреля 2008, 16:07
Просмотров: 1767
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)