16:45 | 27 апреля, 2024

Одна из острых проблем экономики Дагестана - галопирующее бегство капиталов

Причем речь идет не только о финансовом капитале. Целые заводы вместе с персоналом и оборудованием переезжают в другие регионы России. Об этом говорили на V съезде объединения работодателей Дагестанского союза промышленников и предпринимателей (СППД).
Местные СМИ об этом мероприятии написали коротко и сухо. «Основная цель нашего союза - консолидация усилий промышленников на развитие экономики республики. В нашу организацию входят около ста крупных и средних предприятий, с общим числом занятых около 20 тыс. человек», - сообщил первый вице-президент объединения работодателей Союза промышленников и предпринимателей Марат Мехтиханов.
Один из членов союза - Махачкалинский завод лакокрасочных изделий вместе с оборудованием перебазировался в город Химки Московской области. Завод с нуля был восстановлен в 2002 году. Качество продукции не уступает ведущим российским производителям, но на 15% дешевле.
Генеральный директор завода Абдулмуталим Голбацов, выступая на съезде, сетовал на то, что с 2002 года по сей день он не получил ни одного заказа, хотя республика ежегодно для нужд государственных организаций закупает за пределами Дагестана краски (причем не лучшего качества) на 70 млн. рублей. Завод может в год произвести красок на 30 млн. рублей. В Московской области ему создали все условия, предоставили помещения, и рынки сбыта находятся рядом. В Белоруссии красок готовы закупать в неограниченном количестве.
Это не первая потеря Дагестана. Ранее 200 лучших специалистов завода радиотоваров «Эльтаф» вместе с оборудованием тоже переехали в Московскую область. Оставшиеся в Дагестане корпуса не пустуют. Арендаторы их используют под банкетные залы.
Почему такое происходит, разве республике не нужна промышленность?
«Работать рядом с рынками сбыта выгоднее, - объясняет Марат Мехтиханов. - Меньше расходов на транспортировку товара, что, в свою очередь, влияет на стоимость и конкурентоспособность».
Предприятия, от которых осталось одно название, исчисляются в республике десятками. К примеру, о том, что в Дагестане была текстильная фабрика, теперь можно узнать лишь по учебникам истории. Это старейшее в республике предприятие было построено еще до революции (тогда оно называлось «Каспийская мануфактура»). В переходный период фабрика стала акционерным обществом «Дагтекстиль», которым руководил сын тогдашнего председателя правительства Мурад Мирзабеков. Он построил современные цеха, завез новое оборудование. Но когда произошла смена правительства, реконструкционные работы прекратились. Сейчас на территории фабрики, которая находится рядом с республиканской прокуратурой, стоят роскошные особняки. А новые цеха, на строительство которых были потрачены немалые средства, разбираются на металлолом.
На съезде также говорили, что при размещении госзаказов руководство республики не учитывает возможности дагестанских предприятий. Промышленный потенциал предприятий, входящих в СППД, востребован только на 20-25%. Рассчитывать на кредиты и инвестиции бесполезно - слишком накладно. А банки за пределами республики по-прежнему сторонятся Кавказа.
- Мы в прошлом году хотели открыть филиал московского банка. Но москвичи в самый последний момент отказались сотрудничать, посчитав обстановку у нас нестабильной. А правительство в решении этих вопросов не оказывает никакого содействия. Где брать средства для обновления устаревшего на 90% оборудования? Понятно, что оборотных средств самих предприятий не хватает, - сетует Марат Мехтиханов.
Кстати, на съезде, кроме заместителя министра промышленности, транспорта и связи Дагестана Треондафила Янакова, никто из правительства не присутствовал.
Мехтиханов подчеркнул, что Президент России Владимир Путин почти ежемесячно встречается с бизнес-сообществом и президент Дагестана вполне мог бы перенять такую практику.
Профессор ДГУ Владимир Алиев отметил, что из республики идет отток финансового капитала. По его мнению, нужно разработать концепцию привлечения и эффективного использования инвестиций.
По словам профессора Рамазана Цахаева, в руках 10% дагестанских семей сосредоточено больше материальных ценностей, чем у всего остального населения. Но доказать это невозможно, поскольку эта сфера большей частью находится «в тени». Часть капитала вкладывается в недвижимость. Остальное вывозится за пределы Дагестана и вкладывается в различные проекты или в швейцарские банки. По мнению Цахаева, нужно установить, кому принадлежат заводы, фабрики, гостиницы, рестораны, гастрономы, высотные дома, которые сейчас строятся быстрыми темпами.
Малый бизнес также находится «в подполье». К примеру, специалисты ассоциации обувщиков «Элитбазис» считают, что в Дагестане около 3 тысяч мелких цехов по производству обуви, где работают от 3 до 10 человек. А официально зарегистрированы только 150 цехов.
Этот сектор малого бизнеса давно стал бы и крупным. Но порочная система административного «крышевания» продолжает действовать, ограничивая развитие производства до определенного потолка. «В тени» находится и массовое производство ювелирных и сувенирных изделий, шапок, строительных материалов, сельхозпродукции.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
15 мая 2007, 13:40
Просмотров: 2280
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)