05:18 | 7 мая, 2024

Все, что удалось увидеть в этом селе, похоже на сказку. Ничего подобного нигде в крае не встречал. Центральные улицы, благодаря стараниям жителей, превращены в парковую зону. С раннего утра и до захода солнца здесь поют птицы, резвятся белки. У входа в правление местного колхоза на серебристой ели висит скворечник, который обжило семейство сов. Кругом цветы, даже у свиноводческой фермы ряды розовых кустов. На въезде в село - внушительных размеров металлическая статуя Георгия Победоносца, пронзающего копьем змея. По другую сторону дороги, на высоком постаменте - трактор «Универсал». Машине не меньше 70 лет, и остается удивляться, где это вездесущему председателю хозяйства Виктору Затолокину удалось отыскать столь знатный раритет. Рядом с колхозным гаражом - музей под открытым небом. Здесь собрана старая техника: с десяток отслуживших свой век грузовиков - от полуторки до машин Горьковского и Московского автозаводов, знаменитая «эмка».
И это еще не все. Скажите, где, в каком ставропольском селе вы видели страусов? В городских зоопарках их держат, но здесь их не два-три, а целая страусиная ферма. Идея обзавестись ею принадлежит председателю. Виктор Иванович задумал поставить на поток производство страусиных яиц и мяса. Дело выгодное, цены на мировом рынке на эту продукцию устойчивые. Яйцо африканского страуса весит до двух килограммов и стоит 40 долларов, суточный страусенок - 75, а взрослая птица - три тысячи долларов. Оказалось, что страус легко переносит русские морозы, а корма поедает в три раза меньше, чем поросенок, при этом за год набирает до 115-120 кг веса. Мясо напоминает телятину, имеет всего 1,8 процента жирности и минимум холестерина, то есть исключительно диетический продукт. Да плюс еще полтора квадратных метра прочной кожи для добротной красивой обуви.
Есть еще в этом хозяйстве пятнистые олени. Завезли их из Карачаево-Черкесии. Купили несколько животных просто для души. Но животные начали быстро плодиться. В нынешнем году на ферме появились уже десятка два оленят, а взрослых животных - более 60. Зачем столько? Оказывается, и они экономически выгодны. Панты охотно берет фармацевтическая промышленность, а мясо оленей по вкусу не хуже говядины. Есть еще в этом хозяйстве горный баран-муфлон, которого выменяли на страуса, есть верблюд, пума... Словом, настоящий зоопарк. Конечно, все это не только для удовольствия, прежде всего - для пользы дела. И страусы, и олени уже приносят прибыль. Но главное - основные отрасли развиваются здесь как положено. Когда на ферме крупного рогатого скота обнаружили бруцеллез, Затолокин поступил мудро: коров сдал на мясокомбинат, а вместо них два отделения переориентировал на разведение свиней. И оказался в выигрыше.
Однако основу экономики хозяйства составляет растениеводство, и в первую очередь - производство зерна. Хлебное поле здесь огромное - 13 тысяч гектаров. В последние годы урожайность каждого гектара довели до 42-43 центнеров. Кстати, ежегодно в колхозе зерновой клин помаленьку увеличивается. За счет кого? За счет соседей. Виктор Иванович постепенно прибирает к рукам «гуляющие» в районе гектары. Уже не первый год Затолокин засевает пашню соседей, которые по причине банкротства не могут обиходить землю. Правда, поля находятся далеко от центральной усадьбы. В прошлом году, когда началась жатва, полдня ушло на перегон комбайнов: шутка ли - некоторые поля в 70 километрах от села. Поэтому перегоном техники председатель руководил лично. В колхозном гараже он появился лишь около 23 часов. «Да он и в обычные дни допоздна в поле, - сообщил заведующий гаражом. - Председатель сам вкалывает от темна до темна и колхозников к тому же призывает. В этом, по-моему, и кроется секрет нашего благополучия».
Только зерна колхоз ежегодно собирает более 30 тысяч тонн. Ни одного килограмма Затолокин не продает перекупщикам. До поры до времени зерно хранится в собственном мини-элеваторе, затем его перерабатывают на муку. В хозяйстве большой мельничный комплекс, своя крупорушка, макаронный и маслобойный цехи. Переработка приносит немалую прибыль.
На свинотоварной ферме нам показали великолепный банкетный зал. Это не столько для гостей, сколько для себя. Здесь животноводы отмечают праздники, свадьбы, дни рождения. В таком зале никто не посмеет вести себя плохо. То есть, создавая этот чудо-зал, Затолокин преследовал прежде всего воспитательный момент, прививая колхозникам культуру пития. И жителям села такой подход к делу по душе.
Рассказ о хозяйстве будет неполным, если не сказать о том, что здесь начала действовать новая церковь.
Село было основано в годы царствования Екатерины II. Здешние земли императрица подарила русскому офицеру Евстафию Ростованову. Говорят, что он был крепким и добрым хозяином. Имение его затем перешло к сыну Георгию. В его честь и был воздвигнут новый храм. Церковь, и правда, красивая, светлая. Может, поэтому и лица селян показались светлыми и добрыми.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
28 августа 2007, 11:51
Просмотров: 2180
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)