01:39 | 27 апреля, 2024

Нужны ли вузы Дагестану?

«СК» уже писал о проблемах высшего образования в Дагестане. Однако реформы в этой сфере настолько спорны и проблематичны, что мы решили еще раз вернуться к этой теме, но взглянуть на нее с другой стороны.
Несмотря на острую конкуренцию с другими начинаниями в стране, нынешняя реформа высшего образования имеет все шансы быть признанной самой глупой, несвоевременной и неадекватной из реформ. Острое недовольство общества, почти тотально не приемлющего эту реформу, будут гасить PR-акциями, рекламой и... созданием «сериалов и фильмов, формирующих положительный образ современного рабочего человека».
Как известно, в начале 1990-х годов российские либеральные реформы привели к катастрофическому падению рождаемости, росту смертности и запустили процесс вымирания России. Но так как до 2005 года в трудоспособный возраст вступали все более многочисленные поколения россиян, то власти «не парились» по этому поводу. Правда, в последние два года были приняты определенные меры по повышению рождаемости, которые уже дали кое-какие результаты. Но было уже поздно: на рынке труда эти меры скажутся примерно через 13-15 лет, а до того работать во многих секторах экономики будет просто некому.
Зато все годы реформ власти и бизнес занимались разделом и переделом собственности, и сегодня почти все живые предприятия и отрасли входят в состав финансово-промышленных групп, имеющих мощное лобби в правительстве. Поскольку для работы на заводах и фермах нужны люди, то эти группы продавили «реформу» высшего образования, которая осуществляется по правилам «передела собственности». Только в данном случае речь идет о собственности на трудовые ресурсы. Суть реформы - в уменьшении числа студентов и перенаправлении «лишних» выпускников школ для рядовых и рабочих специальностей.
Уже по замыслу этой реформы видно, что она не имеет никакого отношения к повышению образовательного уровня в стране и является ущербной даже по своему замыслу. И разрабатывали ее совсем не профессиональные педагоги, а те же либеральные экономисты, трудами которых Россия и попала в нынешний демографический капкан. Такие, к примеру, как Евгений Ясин и его Высшая школа экономики.
На начало 2008 года в России официально числилось 1100 вузов, в том числе - 650 государственных; кроме того, при вузах существует 2000 региональных филиалов и представительств. По завершении реформы намечено оставить не более 200 институтов и 50 университетов.
Сегодня в Дагестане среди преподавателей вузов царит тревожное предчувствие скорой беды. Третий год сокращается число абитуриентов - в республике также начали сказываться последствия демографического спада вследствие либеральных реформ. Еще недавно людей заботили такие вопросы, как национальность нового ректора Даггоспедниверситета (ДГПУ) или слияние ДГПУ и Даггосуниверситета (ДГУ). Сегодня все понимают, что неприятности будут куда масштабнее. И если старшекурсникам еще дадут доучиться, то новую молодежь в вузы уже не пустят. Вытряхнут десятки тысяч молодых людей в трудоизбыточном Дагестане на улицу, не дав им работы, да еще в условиях кризиса и непрекращающейся террористической войны - это прямая диверсия, которая приведет к новой крови. Впрочем, в России либеральным реформаторам с рук сходило и не такое.
Нужно ли говорить, что такая реформа ничего не даст стране, кроме новой головной боли. Да, в промышленности остро нужны молодые специалисты рабочих специальностей. Но в промышленность молодежь не идет не потому, что слишком много вузов, а потому, что на производстве очень низкие зарплаты. Если на рынке вдруг одномоментно окажется слишком много нерабочей молодежи, предлагаемые зарплаты упадут еще больше. Кроме того, на заводах нужны хорошие специалисты - токари, фрезеровщики, монтажники и т.д., не просто выпускники ПТУ, а люди, имеющие немалый опыт работы. Таких же, даже если завтра всех выпускников школ погнать в ПТУ, удастся подготовить лишь лет через десять. За это время нынешних большинства предприятий перерабатывающей промышленности, которые сегодня предполагается загрузить новыми кадрами, попросту не станет.
В любом случае, никто не собирается повышать зарплату на промышленных предприятиях, в экономике в целом. Никаких решений российского правительства на этот счет пока не видно - даже в условиях острой нехватки рабочих рук. Никто не собирается улучшать и условия труда. Напротив, правительство во всем поддерживает интересы предпринимателей и жестко держит в узде профсоюзы. А значит, экономический стимул от реформы образования будет ничтожным или, что вернее, окажет угнетающее воздействие на экономику России. Ведь вместо выпускников вузов в экономику будут вливаться выпускники средних школ и недоучки-бакалавры. В итоге таких «реформ» выпускники российских школ вынуждены будут конкурировать за вакантные должности слесарей, строителей и уборщиков с таджиками и корейцами. Очень сомневаюсь, что это поспособствует экономическому процветанию России.
Да и не пойдет большинство нынешних выпускников школ на заводы и в шахты. Не допустят этого их родители, вывернутся из кожи вон, продадут последнее, возьмут кредит, но отправят своих детей учиться не в Воронеж, а в Оксфорд или Прагу. Даже на примере трудоизбыточного Дагестана видно, что немногочисленные еще работающие заводы, такие как «Стекловолокно» или «Дагдизель», годами остро нуждаются в специалистах; более 50 тысяч дагестанцев стоят в очереди за пособиями на бирже труда, и ничего не меняется уже почти двадцать лет. Это - две параллельные вселенные, два разных мира, которые никогда не пересекутся.
Самир Амин, выдающийся арабский исследователь «периферического капитализма», как-то заметил, что сегодня в странах «третьего мира» производительный труд стал проклятием, уделом отверженных, не сумевших приспособиться к «новым условиям» либерально-колониальной экономики. И пока отношение к работающим людям реально не изменится - то есть не вырастут зарплаты и уровень социальных гарантий, ничто, даже закрытие всех вузов страны, не вернет молодежь на заводы и к станкам.
Российское общество в целом недовольно реформой высшего образования. Причем пострадает не только бедная часть населения, но и нарождающийся средний класс, для части которого образование детей станет непосильной задачей. Смягчить последствия такого противостояния с обществом в последнее время власть пытается массированной «социальной рекламой» в центральных СМИ, где на все лады расписывается, как хорошо живется рабочему человеку: его-де и кризис не коснулся, и вакансий полно, и получает рабочий человек больше, чем профессор... Косяками пошли данные разных «исследований» и «соцопросов». Вот, например, «исследователи» с популярного интрернет-ресурса superjob.ru предлагают: «...Государственная программа поддержки техникумов и профессиональных училищ должна активно использовать СМИ и киноиндустрию: необходимо снимать социальную рекламу, сериалы и фильмы, формирующие положительный образ современного рабочего человека».
Не удивлюсь, если и в самом деле на экранах скоро мы будем смотреть сериалы, в которых отважный пэтэушник сражается с криминальным миром, с мировым терроризмом, спасает дочку миллиардера (лучше - американского) - ну, и далее в том же духе... Таких сериалов на российском телевидении - пруд пруди, по всем каналам - кто-то - о «ментах», кто-то - о судейских, кто-то - о национальной безопасности, кто-то - о прокурорских... Однотипные и безвкусные мыльные оперы. Все - «повышают социальный статус профессии». А про пэтэушников пока не было.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
17 февраля 2009, 14:45
Просмотров: 2746
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)