13:11 | 4 мая, 2024

Информационным поводом к этим размышлениям послужила цифра. 51 год - средний возраст работающих в Адыгее журналистов. Поинтересовалась, как обстоят дела в других республиках: немногим лучше - от 40 до 50 лет. Другая крайность в Чеченской Республике: 2/3 работающих - это молодые люди в возрасте до 20 лет, т.е. еще не успевшие получить высшее специальное образование.
Безусловно, журналисты, обладающие большим жизненным и профессиональным опытом, должны быть востребованы. Но без притока молодых кадров, имеющих хорошее базовое образование, разбирающихся в вопросах геополитики, экономики, социальных проблемах, сложно говорить о качественных преобразованиях информационного пространства. Есть на Юге России способные журналисты, успешные главные редакторы-менеджеры, состоявшиеся газеты и телеканалы. Однако единого информационного пространства, о котором так много говорили, нам так и не удалось построить. Отсутствуют основные окружные информканалы - газеты, телевидение, радио. Конечно, это непростая и дорогостоящая задача. Однако это необходимо делать, так как информационное поле носит фрагментарный характер. При этом субъекты этого поля находятся под достаточно мощным влиянием региональных политических лидеров и бизнес-элит. Примеров этому немало: прямой запрет на распространение «нежелательных» СМИ в Карачаево-Черкесии в июле прошлого года во время президентских выборов, запрет на изготовление тиражей газет, критикующих работу администрации президента и правительства Адыгеи в марте этого года.
Социально значимые темы не находят достаточного освещения в прессе - в основном это отчеты с совещаний или криминальная хроника. По большому счету, отсутствует экономическая проблематика. Тема противодействия экстремизму и терроризму представлена в основном «по факту» и не всегда формирует у аудитории резко негативное отношение к актам террора. Еще одна тенденция: в региональных СМИ отсутствует критика власти, зато в избытке хвалебные материалы, предвосхищающие новые трудовые успехи.
Реальность, нравится нам она или нет, к сожалению такова: существующие в обществе проблемы зачастую не находят адекватного отражения в прессе. Это подтверждается мониторингами Южного окружного управления по всем вышеназванным темам, которые специалисты ведут более трех лет. Есть причины сложившегося положения. И есть предложения, что необходимо сделать.
Первое. Недостаточная координация деятельности органов власти всех уровней, уполномоченных в сфере СМИ.
Второе. Журналистам не обеспечен доступ к социально значимой информации, нет механизма взаимодействия ведомств со СМИ. Информация или дозируется пресс-службами, или представляется в виде отчетов и победных реляций.
Третье. Идет размывание единого правового поля страны за счет местного нормотворчества. Органы исполнительной власти в сфере СМИ берут на себя функции контроля за деятельностью СМИ, что противоречит федеральному законодательству, с одной стороны, а с другой - создает условия еще большего административного контроля и прессинга. Поэтому проверки принимаемых законов и нормативных актов на соответствие федеральному законодательству должны быть постоянными, а все нарушения и противоречия устраняться.
Четвертое. В условиях проводимой административной реформы для обеспечения стабильности в регионе и создания условий социально-экономического развития необходимо правильно распорядиться имеющимся кадровым потенциалом и опытом работы. Я имею в виду контроль за условиями лицензирования аудиовизуальной и телерадиовещательной деятельности и пресечение уголовно наказуемых деяний с использованием СМИ, то, чем занималось Южное окружное управление. По моему мнению, сегодня объективно нет таких условий, чтобы передавать эти функции на места. Более того, сейчас складывается ситуация, когда регистрация СМИ уходит в Минюст, а функции контроля за условиями лицензирования вообще повисли в воздухе. Этого нельзя допустить. Печальные уроки у нас уже есть, когда мы отказались от лицензирования полиграфической и издательской деятельности. Сегодня этот рынок бесконтролен и наводнен продукцией, пропагандирующей фашизм, расовую дискриминацию, призывающей к войне.
Пятое. Необходимо создать координационный совет с функциями общественной экспертизы и прогнозирования на окружном уровне при территориальном органе Министерства культуры и информации или агентства по делам печати. Включить в его состав ученых, журналистов, специалистов, теоретиков и практиков силовых структур - для выработки стратегии и тактики противодействия в СМИ политическому и религиозному экстремизму.
Шестое. Отсутствие кадровой политики на государственном уровне. Смена политического курса страны, изменение концепции государственного строительства не повлекли за собой на государственном уровне подготовку кадров новой формации, мыслящих современными категориями.
Не претерпела качественных современных преобразований, более того, подверглась сильной коммерциализации действующая система подготовки журналистских кадров в российских вузах. Необходимо думать о перспективе, о том, кто будет определять информационную политику в ближайшие 5-10 лет и какой будет система общественных ценностей и государственных интересов.
Для решения этого вопроса в округе есть некоторые наработки. С 2000 года в Академии госслужбы усилиями Южного окружного управления Минпечати России при поддержке федерального министерства и руководства округа был открыт учебно-информационный центр переподготовки журналистских кадров. По 2003 год включительно прошло 14 обучающих двух-, однонедельных семинаров, организованных на спонсорские средства.
Логическим продолжением кадровой работы стало открытие в 2003 году факультета журналистики в СКАГС - второе высшее образование. Однако на данном этапе организаторы столкнулись с огромной проблемой - пассивным отношением регионов к обучению и переподготовке национальных кадров. Из 13 субъектов ЮФО лишь руководство Ингушетии направило на учебу 6 работников местных СМИ. Учебу еще 10 журналистов из Чеченской Республики оплатило Минпечати России.
Сегодня назрела острая необходимость в системной работе в вопросах информационной политики. Никакие меры по противодействию терроризму, политическому и религиозному экстремизму в СМИ не будут эффективны без целенаправленной плановой подготовки кадров. Для этого следует использовать факультет журналистики в СКАГС, обеспечив ему в самые сжатые сроки организационную и финансовую помощь на федеральном уровне. Есть и другой вариант: открытие государственного вуза - Южно-российского института печати и массовых коммуникаций путем объединения кадрового потенциала и материально-технических ресурсов ряда учебных заведений Ростова, в т.ч. факультета журналистики СКАГС.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
27 апреля 2004, 15:01
Просмотров: 2014
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)