12:45 | 7 мая, 2024

Весной этого года одна из местных газет обратилась к жителям Ставрополя с просьбой проявить понимание к планам строительства православной гимназии на.... территории старинного Успенского кладбища. Дело в том, что в 2001 году при церкви был открыт Свято-Успенский православный центр образования, и от желающих учиться, как вскоре выяснилось, не было отбоя. Созданная при центре гимназия нуждалась в дополнительных классах, актовом и спортивном зале, столовой. Несмотря на неоднократные просьбы церкви выделить помещения под гимназию, таковых не нашлось, а потому, мол, остался единственный, хотя и непопулярный в народе вариант - потеснить кладбище.
Идею поддержал директор Ставропольского краеведческого музея, председатель попечительского совета церковно-исторического Свято-Успенского комплекса Николай Охонько. Он пояснил, что выбранная для строительства территория не поддается восстановлению. Там, мол, не осталось могил с указанием имен погребенных и уж тем более тех, за которыми кто-то еще ухаживает.
Чтобы сохранить лицо в глазах прихожан, настоятель Успенского храма митрофорный протоиерей Павел (Рожков) уверял, что специалисты минкультуры края будут осуществлять должный надзор за проведением земляных работ, а уж церковь позаботится о том, чтобы потревоженный прах был погребен по всем христианским обрядам на другой части кладбища. Отец Павел успел даже подготовить строителей, настроив их на ответственный подход к делу, и выразил надежду, что подавляющее большинство горожан не будет искать в деле реконструкции погоста жареных фактов, затевать вокруг этого надуманные скандалы: мол, хорошие люди по-хорошему делают хорошее дело, в согласии с законами Божьими и человеческими. Видимо, в подтверждение справедливости этих слов место будущей гимназии лично посетил епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан и дал свое благословение на строительство.
В прессе растрезвонили, что вопрос о строительстве выносился на общественные слушания и проект получил положительное заключение. Однако многое из этого на поверку оказалось, мягко говоря, неправдой. Никакие общественные слушания не проводились; в помине не было не то что археологического сопровождения, но даже отсутствовал должный надзор. Зато варварства оказалось в избытке - в спешном порядке вырубили деревья, по-хозяйски распродав их на дрова. Прямо среди могил экскаватор вырыл огромный котлован, невзирая на то, что в земляных отвалах белели кости усопших, а на срезах вырытой ямы виднелись остатки гробов. Многие каменные плиты и кресты, даже после того, как их обезобразили ковшом экскаватора и колесами большегрузных авто, сохранили свои надписи: «Надворный советник Назарий Кириллович Остапенко», «Потомственный Почетный Гражданин - Александр Васильевич Корягин»... Надгробия сваливали тут же, как дрова, в кучу. А возмущенных верующих успокаивали тем, что за души усопших помолится отец-настоятель.
Стоит напомнить, что в конце 60-х - начале 70-х, на пике пропаганды атеизма, уже пытались снести Успенское кладбище, обустроив на его месте парковую зону. Обращения верующих в московские инстанции успехом не увенчались. Однако властям стало известно, что на территории кладбища имеются захоронения больных сибирской язвой и чумой, споры которых могут храниться в земле сотни лет. После этого пыл товарищей из крайкома партии угас, и снос кладбища отменили.
Кстати, во время строительства Большого Ставропольского канала строители затронули захоронения времен ХIV века. Именно по этой причине на Ставрополье тогда случилась вспышка сибирской язвы, и хотя очаг инфекции удалось подавить, многие строители умерли. Очевидно, что строительство на территории кладбища является экологическим преступлением, поскольку нарушает сразу несколько федеральных законов и санитарных норм. Так, согласно закону о погребении и похоронном деле, санитарным правилам и нормам, а также рекомендациям Госстроя, использование мест погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента их переноса; территория может быть использована только под зеленые насаждения, а строительство жилых зданий и производственной среды запрещено.
Постановлением главного санитарного врача России кладбища отнесены к объектам, имеющим особое эпидемиологическое значение. Связано это с тем, что в местах захоронения есть большая опасность заражения почвы микроорганизмами, способными вызвать особо опасные инфекции. Более того, имеется экспертное заключение по вопросам охраны территорий старых кладбищ в Ставрополе, составленное, заметьте, в недалеком 1998 году, где наглядно отражена культурно-историческая значимость Успенского кладбища, а также недопустимость его использования в каких-либо иных целях, кроме прямого назначения - хоронить.
Но вопрос, конечно, не только в законах, СНиПах, рекомендациях. Полным ходом идет разорение души русского православного народа, начатое богоборческим режимом еще 90 лет назад. Нынче прочно вошли в моду разговоры о возрождении Великой России, русской нации, величии Духа Православного. Но разве возможно существование нации без исторической памяти, без уважения к тем, кто жил и творил до нас, оставил яркий или незаметный, но добрый след на этой земле?! Православная гимназия на костях предков - откровенное кощунство. Какому православию, уважению к нашим предкам и историческим корням там можно научиться? А ведь случай с Успенским кладбищем не единственный в Ставрополе. Разрушению в свое время уже подвергались Варваринское, Даниловское, Софиевское кладбища. О каком будущем величии России можно говорить, коли сами себя не уважаем? Кто же нас тогда уважать и любить будет?
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
19 июня 2007, 12:33
Просмотров: 1710
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)