07:26 | 26 апреля, 2024

Внука Хаджи-Бекира Ахриева, первого ингушского художника, безвинно сгинувшего в сталинских застенках, в Джейрахе ласково называют «наш Маугли», поскольку горы для Магомеда - его стихия, его философия.

В детстве он пас коз высоко в горах, а потому знает каждую тропу. Горы он любит до самозабвенья: они для него и колыбель детства, и пора его юности, и годы зрелых мужских поступков. Его нельзя назвать охотником, хотя с ружьем он обращаться умеет. Магомед, скорее всего, фотоохотник. А его «слабость» - Столовая гора, которую он исходил всю вдоль и поперек. О ней он может говорить часами.
В Джейрахе Магомед стал моим гидом. С ним мы поднимались по крутой тропинке в Фуртоуг, и он был предупредительно-галантен на протяжении всего пути.
С гулко бьющимся сердцем от непривычной ходьбы в гору и от предчувствия радостной встречи я подходила к родовой башне Ахриевых. На самой высокой точке старинного аула я увидела плетень из хвороста, из-за которого выглядывали лукавые детские мордашки. Оказалось, что здесь, на такой высоте до сих пор проживают две семьи Льяновых.
Мемориальный дом-музей - родные пенаты Хаджи-Бекира Ахриева и его внука. Магомед тоже здесь родился. На всем печать таинственности и седой древности. Из глубины веков на вас смотрят милые атрибуты родового очага.
Две комнаты из четырех отведены под редкие экспонаты. Здесь находятся ценные документы, редкие фотографии знаменитых людей из рода Ахриевых. Мне хотелось поскорее увидеть копии картин Х.Б.-Б. Ахриева. Сами картины бесследно исчезли в пучине лет. Остались фотографии с картин «Аул Фуртоуг», «Моление на Столовой горе» и «Аул в горной Ингушетии».
На столе - книга отзывов. Кто только не оставил автографы в бесценной книге! Среди многих поэт И. Ляпин, главный редактор «Учительской газеты» П.Г. Положевец, семья М.Б. Ахриева из Санкт-Петербурга, Дауд Ахриев из Америки, зарубежные журналисты, политики... В тихих залах бывшей родовой башни прочитала мудрые слова: «Великий Гете когда-то сказал, что под каждой могильной плитой похоронена человеческая история. Люди, которые умеют хранить так бережно свою историю, имеют будущее...»
... В доме Магомеда нас встретила его жена Лида и трое детей: Мухарбек, Макшарип и Ханифа. Я увидела игрушечный макет мечети, комплекс башни. «Это Мухарбек соорудил, - сказала Лида, - думаем, что гены прадедушки сказываются. Любит и с деревом повозиться...»
Все когда-нибудь да кончается. Вовсю моросил дождь и оттого горы казались грустными. Это был единственный диссонанс - поскольку ничто не могло умалить картины прощания с горами и с людьми, которые стали мне близкими за несколько часов общения. Я прощалась с семьей Магомеда Рашидовича Ахриева и чувствовала, что здесь моя душа приобрела что-то бесценное. Приобрела навсегда.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
27 апреля 2004, 15:17
Просмотров: 2381
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)