14:49 | 7 мая, 2024

Как и ожидалось

Ко дню конституционного референдума 27 ноября позиции сторон окончательно установились. Власть продолжала агитировать за Конституцию, оппозиция раздражалась по поводу того, что ее возможности агитации против Конституции сильно уступают возможности властей. Накануне референдума оппозиция предложила просто игнорировать референдум, что с ее стороны, надо признать, явилось интересным ходом. Т.е. все те, кто по тем или иным причинам не пошел голосовать, автоматически могут быть зачислены в стан протестующих.
Обоснования призывов сказать «да» на референдуме были, в общем-то, неизменны во время всего предреферендумного марафона - новая Конституция демократичнее прежней, получила одобрение Венецианской комиссии Совета Европы и означает переход страны из политических задворок к порогу европейского дома. И если вначале возможный провал референдума воспринимался трагически, то ближе к референдуму появился и иной мотив: типа, выбор народа следует уважать в любом случае. И демократический институт голосования гораздо важнее того, что на нем голосуется. Примерно такую точку зрения выразил посол США в Армении Джон Эванс: «Если они (официальные лица, управляющие процессом выборов) честно и эффективно выполнят свою работу, победа будет всеобщей, вне зависимости от результатов. Если же, наоборот, произойдут серьезные нарушения - проиграют все».
Председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден сделал следующий шаг - призвал всех граждан Армении принять участие в предстоящем референдуме и проголосовать «за». Наверное, в отличие от американского посла, Рене Ван дер Линден полагает, что честные и объективные выборы в Армении - уже состоявшийся факт. По крайней мере, количество наблюдателей от Совета Европы - всего 14 человек, говорит о доверии к процедуре.
Армен Рустамян, лидер парламентской фракции «Дашнакцутюн», как и американский посол, тоже считает, что «нельзя делать что-то хорошее плохими методами». Правда, его коллега по партии и вице-спикер Ваан Ованнисян озабоченно отметил, что «народ в растерянности из-за отсутствия избирательных взяток и давления». Видимо, отсутствие «плохих методов» способно озадачить.
В пятницу бывший министр иностранных дел Армении Раффи Ованнисян планировал провести на Оперной площади акцию под названием «Гражданское собрание». На площади аккурат в это время начали выступать дети, и чадолюбивые участники акции были вынуждены переместиться на маленькую площадку перед филармонией, где устроили свое театральное действо с арестантскими робами и мелодекламацией. Выступил и известный оппозиционер Арам Саркисян в оранжевом галстуке и предсказал, что почти весь народ скажет реформированной Конституции «нет». Это он, наверное, зря. Политики должны избегать прогнозов, тем более смелых. Их дело - правильно объяснить то, что уже произошло, и тогда уже сказать, что они это предвидели. Но ни в коем случае не до того, как событие произойдет.
В процессе выяснения отношений оппозиции с гаишниками и спецназом один из оппозиционеров был доставлен в больницу, но в тот же день выписан.
И еще один аргумент против референдума - конституционные реформы могут произойти только под европейским давлением и в случае успеха Европа посчитает дело сделанным. В случае же провала вопрос останется открыт и можно будет под шумок протолкнуть лучший вариант Конституции, в котором будет пункт о праве народа самому созвать референдум. Этот пункт обсуждается давно, однако все никак не договорятся относительно количества подписей для созыва референдума. И, к сожалению, нет никакой гарантии, что договорятся - детали оказались важнее смысла.
Накануне референдума оставалось ощущение цейтнота, как перед экзаменом: только-только начала постигаться сложность предмета. Именно сейчас предложения сторон стали более конкретными и аргументированными. Известный адвокат Айк Алумян считает, что нельзя голосовать за весь пакет изменений разом - среди них есть как положительные, так и не очень, и голосующий «за» голосует и за поправки, с которыми не согласен. В частности, одна из статей Конституции - 94.1 предусматривает фактическую власть судей над судебной системой, что делает их бесконтрольными. Примерно такой же абсурд, по мнению адвоката, как и право парламента самому избирать депутатов. Правда, пояснений насчет того, как устроить постатейный референдум, тоже не дается.
- Ты куда, неужто голосовать? За такую Конституцию? Один только пункт о двойном гражданстве чего стоит! - увидев меня на улице в воскресенье, заявил мой приятель и сосед. Мои аргументы - наша диаспора, которая тоже право имеет, не наша Уганда с конституционным запретом на двойное гражданство, президент которой то ли был, то ли есть людоед, - на него не подействовали. Впрочем, так же, как и его аргументы - на меня. Одно хорошо - хуже друг о друге мы думать не стали. Просто к каждому из нас добавилась в представлении другого еще одна странность - неверное отношение к новой Конституции.
В понедельник вечером электорат после поправок составил 2317351 человек, проголосовали на референдуме 1513541 чел., из них «за» - 1411791 чел. Необходимый минимум сторонников Конституции в данном случае составлял 772451 чел. - треть электората. В столице явка существенно ниже, чем в провинции. Считается, что у горожан развлечений больше и их труднее заманить на участки. На провинцию же легче воздействовать, она в большей степени зависит от власти, чем горожане.
На этой неделе объявлены митинги оппозиции, на которых, естественно, будет говориться о том, что весь референдум - это одна большая фальсификация. Однако вряд ли это что-нибудь изменит. И хотя на подведение окончательных итогов дается неделя, к этим итогам можно уже начать привыкать.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
29 ноября 2005, 16:19
Просмотров: 1844
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)