06:45 | 12 мая, 2024

В ответ Махмуд Ахмадинеджад обещал содействие в урегулировании карабахского конфликта

Как на самом деле все происходило, никто, за исключением самих участников переговоров, ничего толком не знает. Подобного рода выводы можно сделать исключительно на основании умозаключений и попыток прочесть «между строк». И того, и другого дни первого официального визита президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада в Азербайджан было более чем достаточно. А главы двух государств поводов для этого тоже не жалели.
И речь идет, конечно, не об экономической составляющей визита - тут как раз все ясно. Стороны подписали ряд соглашений. В их числе - меморандум о придании международного статуса пограничному пункту перехода Шахтахты - Полдешт. Два года назад во время официального визита Ильxaма Aлиeва в Иран было принято решение об упрощенной системе режима пересечения азербайджано-иранской границы гражданами обеих стран. Теперь иранская сторона предлагает пойти дальше - облегчить или полностью снять визовый режим. И меры, предусмотренные в меморандуме, - практическая реализация решений, способных существенно облегчить положение Нахичевани, находящейся в блокаде. Этой же цели призван служить и другой документ - соглашение об открытии автомобильного маршрута Баку-Нахичевань-Баку, пролегающий в обход оккупированных районов, через иранскую территорию. Но есть и сугубо экономические проекты - строительство гидроэлектростанции Ордубад-Маразат и возведение автомобильного моста через Аракс, который соединит две Джульфы - азербайджанскую и иранскую.
Эти соглашения позволят поднять уровень партнерских отношений между двумя странами на новую ступень. Нынешний, выражаемый объемом взаимного товарооборота в 600 млн. долларов, по азербайджанским меркам хоть и немалый, но все же не отражает имеющийся потенциал. Об этом тоже говорили президенты на итоговой пресс-конференции. Но все же основная ее часть была посвящена обмену любезностями и заверениям в самом добром, братском отношении, основанном не только на близком соседстве, но прежде всего - на общности культур, религии, исторического прошлого. «Наши отношения сильны, и по всем вопросам мы на единых позициях», - констатировал азербайджанский президент. «Развитие Азербайджана - это развитие Ирана, а развитие Ирана - это развитие Азербайджана», - вторил ему высокий гость. И, как считает большинство аналитиков, это не просто дань восточной вежливости и дипломатическому политесу. Обе страны и в самом деле нуждаются в поддержке друг друга: Азербайджан - в связи с карабахским конфликтом, Иран - в противостоянии с США. И эти взаимные ожидания, можно предположить, полностью оправдались. Иранский лидер во всеуслышание заявил, что выступает за разрешение армяно- азербайджанского конфликта в рамках международного права и территориальной целостности Азербайджана. А Ильхам Алиев, публично признав право Тегерана на осуществление ядерных программ, вновь подтвердил, что «территория Азербайджана не будет использована как плацдарм для нанесения возможных военных ударов по Ирану». Правда, осталось за скобками, как обстоят дела со спорными вопросами, прежде всего - по правовому статусу Каспия: как не раз сообщалось в «СК», именно позиция Ирана (и до недавнего времени - Туркмении) была препятствием для принятия общего для всех прикаспийских стран документа. Есть проблемы и с положением многомиллионного азербайджанского населения ИРИ: в знак протеста против политики дискриминации в отношении этнических азербайджанцев, а также других нацменьшинств Координационный совет Конгресса азербайджанцев мира (КС КАМ) даже попытался провести несанкционированный пикет перед посольством Ирана в Баку, но его разогнала полиция. Ответные претензии к Азербайджану - ситуация в связи с Габалинской РЛС, о чем накануне визита своего президента счел не лишним упомянуть, хотя и в иносказательной форме, иранский посол Насир Гамиди Зари. «В большей степени ситуация вокруг РЛС должна интересовать азербайджанское государство и азербайджанский народ, - подчеркнул он, заявив, что Россия и США словно не замечают существования Азербайджана, предлагая Габалинскую РЛС друг другу. - Происходящему можно дать иную интерпретацию с точки зрения независимости и территориальной целостности Азербайджана. Мы внимательно следим за ходом событий».
Надо полагать, что все эти чувствительные для сторон вопросы также не были обойдены вниманием в ходе двухчасовых переговоров тет-а-тет. Но их подробности для общественности остались неизвестны. Разве что Ахмадинеджад на прощание объявил точную дату много раз откладывавшегося саммита глав прикаспийских государств в Тегеране - 16 октября, пообещав, что оно будет плодотворным. И хотя сомневающихся в реализуемости этого обещания среди экспертов немало, все с нетерпением ждут названную дату: именно тогда станет ясно, удалось ли продвинуться в ходе августовского визита иранского лидера в двусторонних отношениях.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
28 августа 2007, 10:57
Просмотров: 1721
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)