13:09 | 11 мая, 2024

Выбор Международного Олимпийского Комитета, павший на российский город-курорт Сочи, где состоится зимняя Олимпиада 2014 года, вызвал в Тбилиси не только вполне понятный отклик, основанный на причинах реальной заинтересованности, но и желание еще раз подать заявку в МОК - пусть и с невеликой надеждой - на проведение следующих зимних Игр 2018 года. Стоит напомнить, что Грузия, в весьма условной степени, конечно, «претендовала» и на Игры 14-го года, но ее заявка, можно сказать, всерьез и не рассматривалась: МОК уже на начальном этапе обсуждения отклонил претензии страны, отнюдь не преуспевающей, но тем не менее устремленной во все международные организации, включая НАТО. Причем приезда членов оценочной комиссии в Грузию, насколько помнится, даже не понадобилось.
Поскольку Сочи расположен в двух десятках километров от границы, за которой начинается Абхазия, то проблема безопасности в регионе, и без того первостепенная, отныне переходит в разряд доминирующей и станет предметом особой заинтересованности мирового сообщества, ибо Олимпийские игры, не секрет, помимо прямого назначения всегда имели глобальную параллельную функцию - содействовать сближению народов на незыблемых принципах олимпийского движения и помогать процессу преодоления противоречий в мире, терзаемом нескончаемой враждой и вооруженными столкновениями. Именно поэтому, учитывая общую ответственность, предстоящие до сочинской Олимпиады семь с половиной лет должны стать для России и Грузии периодом серьезного партнерского взаимодействия - независимо от того, кто будет находиться у власти в той или иной стране. Естественно, для Грузии, если она хочет доказать правомерность своих притязаний на вступление в НАТО и проведение Олимпийских игр, именно эта семилетка станет непростым экзаменом на общественно-политическую организованность, государственную зрелость и - в прямом смысле - международную солидарность. Возникает вопрос: каковы первые признаки такой готовности?
По признанию президента Грузии, в ходе голосования на сессии МОК в Гватемале он болел за известный российский курорт. Проведение Олимпиады в Сочи, убежден Михаил Саакашвили, обеспечит в зоне конфликта в Абхазии мир и стабильность на протяжении длительного времени, и это важное обстоятельство способно стать надежным фактором и стимулятором окончательного урегулирования проблемы. Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе также уверена в том, что недавнее решение МОК весьма позитивно отразится на взаимоотношениях и взаимодействии Грузии и России. Она объясняет это значительным возрастанием мотивации российской миротворческой миссии в обоих регионах, и прежде всего в Абхазии. В свою очередь, секретарь Совета безопасности этой самопровозглашенной республики Станислав Лакоба квалифицирует победу Сочи как важнейший шаг к установлению прочного мира на Кавказе в целом. «Шансов для разрешения конфликтов военными путем отныне практически не остается, а любые попытки Грузии осложнить обстановку в Абхазии будут восприниматься как преднамеренные действия в ущерб Олимпиаде», - заявил в эти дни Лакоба, на всякий случай предостерегая официальный Тбилиси от опрометчивых шагов. Однако, как показывает инцидент с неудавшимся, к счастью, покушением на жизнь премьер-министра Александра Анкваба, абхазская политическая верхушка явно не свободна от опасной внутренней борьбы правящих кланов за укрепление позиций во власти. Очевидно, что императивной задачей как для России, так и для Грузии станет обуздание экстремистских группировок, действующих с каждой стороны вопреки интересам стабильности и безопасности в зоне конфликта. На столь непростом фоне некоторые предсказания наблюдателей выглядят хоть и скоропалительными, а то и наивными, но, тем не менее, как говорится, тут есть над чем призадуматься.
Руководитель Российского центра стратегических исследований Сергей Ознобищев полагает, что у Грузии появляется уникальный шанс для объединения территорий. И вовсе не исключает, что это может произойти к началу Олимпиады в Сочи с помощью активных действий России, которая, настаивает он, уже сейчас должна стремиться к полной нормализации отношений с Грузией. Этому не склонен верить другой российский политолог Сергей Маркедонов. «Олимпиада может принести Абхазии независимость. Сочи и Абхазия составляют единую курортную зону, а туристы в Абхазии служат фактором безопасности. Факт проведения Олимпиады Россия может использовать в целях рекламы назависимости Абхазии, а международному сообществу государств объяснить, что возвращение в Абхазию беженцев приведет к возобновлению там военных действий», - считает Маркедонов. На самом деле официальные круги в Грузии верят, что гарантии, которые дает российское руководство, позволят призвать к ответственности деструктивно мыслящие силы с обеих сторон. Что касается оппозиционных сил, то они уже торопятся обвинить руководство в потакании желанию российских лидеров «заморозить до 2014 года конфликт либо управлять конфликтной ситуацией по собственному усмотрению». Но это не самые легкомысленные из существующих точек зрения. Есть и такие, что содержат в себе некие элементы мыслительной патологии. «До 2014 года Абхазия для нас потеряна», - именно так неожиданно оценил ситуацию председатель общественно-политического движения «Мы сами» Паата Давитая. Словно Олимпиада внезапно помешала ему осуществить триумфальный марш-бросок в Сухуми не без согласия абхазской стороны. Движение это объединяет выходцев и изгнанников из Абхазии, а название свидетельствует как бы о самостоятельном, альтернативном поиске поиске путей возвращения беженцев, а также служит намеком на недоверие действиям властей. Так вот, Давитая заявляет: «Приходится сожалеть, что грузинская сторона ведет себя столь непоследовательно (теряя Абхазию. - Прим. авт.). Поэтому наше политическое объединение сделает все, чтобы создать России проблемы». Ни больше, ни меньше!
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
10 июля 2007, 14:51
Просмотров: 1622
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)