15:31 | 11 мая, 2024

Предложение о совместном с американцами использовании радиолокационной станции в Азербайджане рано списывать со счетов

Встреча президентов России и США в родительском имении президента Джорджа Буша в Кеннебанкпорте, внимательно отслеживаемая во всем мире, особый интерес вызывала в Азербайджане. И по вполне понятным причинам: основные из обсуждаемых главами двух государств проблем в той или иной степени касались Азербайджана. Причем, если ситуация со статусом Косово и иранскими ядерными программами - опосредованно, то вопросы противоракетной обороны - самым прямым образом.
Еще на саммите «большой восьмерки» в немецком Хайлигендамме - сразу же после огорошившего американцев и весь мир предложения Владимира Путина о совместном использовании Габалинской РЛС в Азербайджане, было ясно, что Бушу, захваченному врасплох, понадобится пауза для поиска выхода из ситуации без потери лица. Эта пауза как раз и должна была завершиться на неформальном саммите в штате Мен. И приготовленный ответ вроде был известен - американцы уже успели объявить, что отказываться от размещения объектов ПРО в Европе не намерены. Собственно, за ужином с морепродуктами это и должен был объявить своему высокому гостю младший Буш. Но гость и на сей раз его опередил, сделав предложение, от которого еще трудней отказаться: возможность, в дополнение к габалинскому «Дарьялу», совместно использовать и строящуюся в Армавире РЛС, а шире - объединение двух стран в единую систему противоракетной обороны. Правда, с одним условием: не размещать объекты ПРО в Чехии и Польше.
Описывать, сколь растерян был американский президент и как пытался скрыть эту растерянность реверансами в адрес «друга Володи», наверное, нет нужды: телезапись итоговой пресс-конференции в Кеннебанкпорте могли видеть и читатели «СК». Что происходило потом, стало известно уже из пересказа мировых агентств. К концу недели стало окончательно ясно, что отказываться от программы европейских ПРО американцы ну никак не намерены - ни при каких обстоятельствах. Как заявила в минувшую пятницу госсекретарь США Кондолиза Райс в эфире телекомпании CNBC, ее страна не согласна с предложением России и намерена продолжать создание позиционного района ПРО в Польше и Чехии.
Этого следовало ожидать. Похоже, никто в мире и не надеялся, что США с их стремлением «окопаться» в Европе хоть чем-то можно остановить. Естественно, не могли не просчитывать это обстоятельство и в Кремле. Тогда в чем смысл предложений российского Президента? Просто сильный политический ход? Желание «сорвать маски», как уже охарактеризовали этот шаг многие обозреватели, с лица американской политики? Можно не сомневаться, что и этот фактор наверняка присутствовал. Однако сводить все происходящее исключительно к пиар-акции, пусть и очень выигрышной, как представляется, неверно. Правы, возможно, те аналитики, которые готовы увидеть и иные, более серьезные мотивы. В их числе - стремление обоих президентов, завершающих свой срок пребывания у власти, войти в историю чем-то в глобальном масштабе значимым.
И, если подходить с этой точки зрения, можно понять причины и проведенной под опекой и кровом Буша-старшего встречи двух лидеров, и последовавших за ней, при всей кажущейся ее безрезультатности, некоторых заявлений и действий. Скажем, слова госпожи Райс все в том же интервью CNBC: «США и Россия будут рассматривать региональную архитектуру для отражения угрозы ракет дальнего радиуса действия в будущем». И эта не получившая уточнения реплика, а также сообщение Госдепа США о начинающейся в развитие встречи президентов в Кеннебанкопорте совместной работе технических экспертов двух стран (в сентябре или октябре США и Россия проведут консультации по ПРО в формате «два на два» с участием министров обороны и глав внешнеполитических ведомств двух стран) - сегодня главные темы размышлений аналитиков.
Как считает сотрудница Центра стратегических прогнозов Лорен Гудрич, совместное использование Россией и США Габалинской РЛС стало бы хорошим проектом: «Стратегически - это лучшее место, в том числе и по отношению к Ближнему Востоку». По ее словам, возможно, на следующей неделе в Азербайджан направится с рабочей поездкой министр обороны США Роберт Гейтс, чтобы ознакомиться с планами совместного использования РЛС. «По всей видимости, считают американские эксперты, визит Гейтса в Азербайджан нужен для того, чтобы Вашингтон мог убедиться в стабильности отношений между Россией и Азербайджаном, а также получить некие гарантии долгосрочного сотрудничества по РЛС в Габале», -говорится в сообщении РИА «Новости». Именно эти вопросы, в числе прочих, будут предметом обсуждения в ходе начавшегося визита в США замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова. Так что план, предложенный Владимиром Путиным, возможно, еще рано списывать со счетов.
А что думают об этом в самом руководстве Космических войск РФ, в структуру которых входит арендуемая в Азербайджане радиолокационная станции «Дарьял»? Генерал-майор Александр Якушин дал интервью бакинскому информационному агентству «Тренд».
Он сообщил, что РЛС «Дарьял» поставлена на боевое дежурство в 1985 году. Соглашение между Россией и Азербайджаном о статусе, принципах использования и условиях применения Габалинской радиолокационной станции «Дарьял» подписано в Москве в 2002 году сроком на 10 лет с автоматическим продлением на последующий трехлетний период, если ни одна из сторон за шесть месяцев до истечения срока его действия не уведомит в письменной форме другую сторону о своем намерении прекратить его действие. За период действия соглашения, то есть до 2012 года, Российская Федерация должна выплатить Азербайджану 101 миллион долларов. Из них 70 миллионов долларов - это арендная плата, и 31 миллион долларов - за использование РЛС в период с 1997-го по 2001 год.
РЛС «Дарьял» - это стационарный радиолокационный комплекс с разнесенными на местности и расположенными на удалении примерно 800 метров друг от друга зданиями передающего и приемного центров. Наклонные стены зданий образуют передающую и приемную позированную антенную решетку, которая имеет угол наклона 70 градусов относительно плоскости горизонта и обеспечивает формирование передающей и приемной диаграмм направленностей. В состав станции входят три крупных объекта - передающий радиотехнический, приемный и энерго-механический центры.
Станция, входящая в систему предупреждения о ракетном нападении РФ, осуществляет непрерывный контроль космического пространства в установленной зоне ответственности. Она предназначена для обнаружения пуска наземных и морских баллистических ракет, определения параметров их движения и выдачи информации об обнаруженных целях. Дальность действия станции составляет порядка 6 тысяч километров. Зоной ее обзора перекрываются районы возможных пусков ракетно-ядерных средств из акваторий Аравийского моря, Индийского океана, а также с территории стран Ближнего и Среднего Востока. Радиотехнические характеристики позволяют обнаружить также и пуски оперативно-тактических ракет с территорий этих стран. Высокие боевые способности станции подтвердились во время ирано-иракской войны, когда боевыми расчетами было своевременно обнаружено более 150 пусков оперативно-тактических ракет типа СКАД. В январе 2007 года средствами станции также обнаружен испытательный пуск оперативно-тактической ракеты «Шахаб-3» с иранского полигона Хамадан. А технические характеристики станции позволяют осуществлять ее модернизацию в зависимости от изменяющихся условий применения.
По словам генерала Якушина, служба на Габалинской РЛС является для российских офицеров чем-то вроде поощрения, и отбор сюда проходит на конкурсной основе. Есть офицеры, которые здесь служат десятилетиями. Кроме того, служба в Габале имеет свои плюсы. К примеру, один год приравнивается к 1,5 года. Заработная плата здесь в два раза выше среднероссийской - в среднем 800 долларов. Персонал РЛС питается по особой, усиленной продовольственной программе. Проблем с местным населением никогда не возникало.
На вопрос, насколько данные, предоставляемые станцией, могут отвечать сегодняшним требованиям и заменить информацию, которой будут обеспечиваться США с планируемых к установке в Чехии и Польше современных РЛС, генерал ответил:
- Я не знаю, что нужно американцам. Я знаю возможности этой станции. И с точки зрения именно использования станции для того, чтобы отслеживать ракетно-космическую, радиоэлектронную обстановку именно в заданном секторе обзора, конечно, эта станция может быть использована. Ее обнаружительные характеристики - после модернизации в случае принятия военно-политического решения - могут быть обработаны в самые кратчайшие сроки. В настоящий момент станция исправна, боеготова, выполняет с нужным качеством поставленные руководством Министерства обороны России задачи.
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
10 июля 2007, 14:51
Просмотров: 1636
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)