20:43 | 26 апреля, 2024

Начиная с 90-х годов XIX века - а по мнению многих, го-раздо раньше - в Турции периодически случался геноцид армян того или иного масштаба.

Геноцид 1915 года выделяется не только масштабом преступлений, но и государственными подходами. Ведущий идеолог армянского уничтожения доктор Назим-бей - кстати, этнический еврей, принявший ислам - мыслил широко: «Если мы удовлетворимся местными погромами, такими, как в 1909 году в Адане, мы только испортим дело, потому что вызовем подозрение тех, кого собираемся уничтожить позднее. Я имею в виду арабов и курдов. Даже само слово «армянин» должно быть стерто из памяти. Война предоставляет нам отличную возможность, мы можем не бояться ни вмешательства великих держав, ни протестов международной прессы. Они не успеют сдвинуться с места, как все будет исполнено, завершено».
2,5 миллиона армян на территории тогдашней Турции в некоторых экономических отраслях выдавали до половины продукции и были наиболее обеспеченной этнической группой. Для возведения армян в статус врага была учтена также их российская ориентация.
Точных данных о количестве убитых нет, статистика не успевала за зверствами, в которых проявлялись чудеса изобретательности. Цифра в полтора миллиона - это среднее между 1,1 и 1,8 миллиона человек из 2,5-миллионого армянского населения. Были, конечно, и готовые помочь, но с ними расправлялись. Описан случай, когда турецкий жандарм, принесший воду в своей фуражке, чтобы спасти умирающего ребенка, сам был расстрелян по приказу офицера.
В своих прогнозах доктор Назим оказался прав - никто «не успел сдвинуться с места». Неправ оказался Назим в одном - армян уничтожить не удалось.
Многие турецкие приемы геноцида были в дальнейшем заимствованы и творчески развиты и фашистами, и НКВД, и другими режимами, отягощенными мизантропией. Сегодня на уровне международного права действует принятая в 1948 г. Конвенция о геноциде, которая определяет его как «действия с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую расовую группу как таковую».
Правда, быть наказанным за геноцид - проблема политическая, а не юридическая. Немцы уворачиваться от собственной истории не стали. Еще во времена канцлера Аденауэра они решили нести ответственность за свои поступки. У турок нет своих ни Конрада Аденауэра, ни Вилли Брандта, коленопреклоненная фотография которого перед мемориалом Варшавского гетто облетела мир. А член НАТО - Турция геноцид не признает, она всячески хочется увильнуть от признания вины: от «ничего такого не было» до «армяне сами виноваты в том, что их убивали».
В связи с признанием геноцида Канадой, 16-й страной, признавшей его после обретения Арменией независимости (Россия признала в 1995-м, одной из первых), министр иностранных дел Турции обвинил канадских парламентариев в «приверженности маргинальным взглядам»: «Подобное решение может привести к ненависти между представителями различных этнических групп и помешать социальной гармонии». И возложил на парламент Канады еще и ответственность за все негативные последствия, к которым может привести данное решение. Это позиция турецкого истеблишмента. Однако в Турции есть и другое отношение к геноциду. Более 12 тысяч проживающих в Германии турок обратились к правительству Турции с требованием признания геноцида. Многие турецкие интеллигенты сознают необходимость признания геноцида, причем не для армян, а для самих же турок. Они понимают, что расцвет Германии не обошелся без духовного просветления. Именно непризнание очевидного тормозит вступление Турции в ЕС. Осторожные европейцы не хотят включать в свой состав государство с неотмытой кровью на руках.
Продолжающиеся случаи геноцида заставят мировое сообщество выработать более жесткие нормы противодействия и наказания, хотя сегодняшняя юридическая практика - это пока еще продолжение политики иными средствами. Даже евреи, в свое время пострадавшие от холокоста, не признают геноцид армян - не хотят портить отношения с Турцией. И в Армении слышатся призывы забыть геноцид, как не самую лучшую страницу в истории Армении. Только забыть геноцид - это значит поощрять его. Получается порочный круг. Большой народ по отношению к маленькому осуществляет геноцид, а потом маленький стыдится в этом признаться. Итог такого подхода ясен - скоро малых народов просто не останется. Может, это наша миссия - добиться осуждения геноцида не для отдельно взятого народа, а как явления.
P.S. Посетив бывший немецкий концлагерь в Польше, 24-летний гражданин Германии испытал такой шок, что теперь не хочет иметь ничего общего с Германией. Согласно газете «Der Tagesspiegel», он выкинул свой паспорт и водительские права, и его взяли под стражу в целях обеспечения его же безопасности - он поговаривал о суициде..
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
27 апреля 2004, 15:13
Просмотров: 1572
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)