19:39 | 27 апреля, 2024

Без песни нет народа. Песня - это фундамент культуры любого народа

У всех народов, во все времена люди стоя аплодировали не ученым, не правителям, не полководцам и не богачам, а Певцам. Их знали и знают все. Их почитали и почитают. Их имена хранят в памяти и в сердцах. Восхищаются и восторгаются ими. Любят и обожают их, ибо они часть духовной жизни всего народа и каждого ценителя прекрасного!
Песни - это не только голос души, но голос, завещанный и обращенный от сердца к сердцам. Песня - это тысячелетняя память, дошедшая до нас от ушедших. Песня - это дух и полет народа. Песня - это завещание прошлого в будущее через настоящее. Плач - тоже песня. Песня кровоточащего сердца. Песня безутешности. Песня безвозвратности. Песня разломанной надежды и прерванного полета. Песня бессилия перед невосполнимой утратой. Не зря же в аулах есть свои плакальщицы. Их приглашают в дни горя. Они поют плачем, и стихи по ушедшему они сочиняют на ходу, экспромтом. Знаю нижнегакваринскую плакальщицу в Цумадинском районе Дагестана - Азру Магомедгаджиеву. Её стихи и поэмы личностные, индивидуальные. Их переписывают, берегут и перечитывают в семьях. Издать бы их... Храню я добротно изданную книгу плача северных народов России. Это шедевр!
Молитва - тоже песня. Песня особенная, духовная. Не зря же врачи давно заметили целебность молитвы. Кстати, исламские песни (нашиды) разрешены на свадьбах, собраниях, в путешествиях для поднятия духа и свершения благих дел, чтобы избавиться от дурного, скверны. В них должны быть слова мудрости, увещевания, наставления, слова, побуждающие добрые чувства и отвращение от дурного, ибо они приводят к очищению души и умиротворению ума, снятию уныния, подавленности и депрессии. Но при этом запрещены музыкальные инструменты и шумы, приводящие слушателя к психологическому напряжению. Во всех конфессиях проповедуют и приветствуют только то, что направлено на гармонизацию и спокойствие человеческой души, не допуская в этот тонкий и хрупкий мир дьявольских поступков, слов, страстей и перевоплощения.
Мне приходилось видеть зикр чеченцев. Не слабый я человек. Но увиденное меня удивило. Седовласые аксакалы, отложив палочки и костыли, вставали в общий круг, стремительно пританцовывали целый час по кругу. Я устал, но не они. А мне же, ортопеду-травматологу, было известно про их больные суставы. Куда делись боль и хромота?
Песня - это любовь и подвиг. Песня - это вознесение героев народных. Песня - это и выражение самых возвышенных чувств любви к любимому и любимой, матери и сыну, отцу и дочери, брату и внучке, сестре и внуку, дому отчему, водопадам, хутору, аулу, морю, городу, Родине, самой жизни... Мне приходилось слушать рассказы, стихи и даже песни потомков дагестанских мухаджиров, насильственно изгнанных царской Россией в Турцию, где они погибали от голода, холода и болезней тысячами, где с ними обращались как с рабами и где юношей, девушек и детей отнимали для рабства и гаремов. Не зря Мухаджир Сайд из Акнада писал, что «российская Сибирь мухаджирам казалась земным раем по сравнению с жизнью на турецкой земле». Они писали и пели о Родине. Без слез невозможно слушать песни на их стихи. Они молились за Родину!
Кто хотя бы раз в жизни слушал мужской хор чарадинцев из Дагестана, навсегда сохранит в памяти благодарность культуре, мужеству, красоте и достоинству чарадинских певцов. Где Шагав Абдурахманов, Могед Нурудинов, Абдулвахид Османов, Абдула Абдуллаев и другие чарадинские Пол Робсоны? Где Хурия Кантуева и другие чарадинские певицы? Где же чародинцы сегодня? Это у чарадинцев была древняя традиция вручать публично каждому достигшему 15 лет кинжал со словами: «Кончилось детство твое! Отныне ты в ответе за аул и за Дагестан». Величайшая мудрость! И ответственность высочайшая!
Уважаемые и мужественные чарадинцы, что с щедростью и мудростью вашей нынче происходит? Почему вы молчите? Где ваши песни? Почему они не слышны в Москве? Или в Москве нет богатых ваших земляков?
Без песни нет народа. Песня - это фундамент культуры любого народа. Песня - это древнейший код народа. У каждого народа свои мелодии, свои музыкальные инструменты и даже свои оттенки и тембры голосов. Голос японца не перепутаешь с голосом европейца. Нет в мире технологически более продвинутой страны, нежели Япония. Тем не менее ни одна страна в мире так трепетно не бережет свою особенность и свою историю, свои традиции и свои песни, как это делает Япония. У этой островной страны есть великое свое Достоинство и величайшее свое Самоуважение! И этим Япония заставила мир уважать себя и считаться с ней. Там законом запрещена фонограмма, ибо это соотнесено с национальным оскорблением.
А каковы песни Дагестана? И умеем ли мы не только исполнять, но и слушать их с достоинством? Вот о чем не бесспорные, но грустные мои раздумья...
В студенческие годы я работал медбратом в Таркинской тюрьме Махачкалы и заодно коллекционировал стихи и песни заключенных. Много среди них безымянных шедевров, но немало и пошловатого тоже, как в «Аншлаге». Но в тюрьмах чаще поют песни о журавлях, свободе и любимой, ибо душа человека черствеет последней.

ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
2 октября 2007, 15:15
Просмотров: 3342
Поделиться:

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)