10:44 | 26 апреля, 2024

В конце августа произошло интересное событие, которое не осталось незамеченным. Украине удалось провести переговоры, в ходе которых была достигнута договоренность о списании части государственного долга.
Пирова победа по-украински фото 2
Дата : 15.09.2015   /  Михаил Суворов   /   Комментариев: 0
Речь идет о тех внешних долгах, которые возникли до 28 февраля 2014 года. Они включают не весь объем внешнего долга Украины, а только гарантированные государством внешние и квазисуверенные долги, составляющие еврооблигации государственных банков, «Укрзализниці», города Киева.

Понабирали долги...

Задолго до переговоров киевское правительство анонсировало свои последующие шаги в случае проведения неудачных переговоров. Они заключались в том, что на выплату части долгов мог быть наложен мораторий на основе и в порядке закона, принятого парламентов и подписанным Порошенко. В соответствие с этим законом мораторий не мог быть наложен на долги, которые Украина накопила перед МВФ, ЕБРР и другими институциональными кредиторами.
И вот 27 августа 2015 года, проводя внеочередное заседание Кабинета министров Украины, Арсений Яценюк объявил о том, что достигнут компромисс с кредиторами по вопросу реструктуризации госдолга. Ему вторила министр финансов Наталья Яресько. Громкое заявление о том, что по достигнутому соглашению с Украины будет списано 20% государственного долга, требует уточнения. Весь госдолг страны колеблется в пределах 70 млрд. долларов. А списываться будет пятая часть от коммерческого, гарантированного государством и квази-гарантированного долга, который составляет примерно $19,3 млрд. В результате достигнутых соглашений он должен уменьшиться до $15,5 млрд. То есть, речь идет о $3,8 млрд, которые будут списаны кредиторами. Помимо этого, на протяжении последующих 4-х лет Украина будет выплачивать по этой задолженности только проценты. Выплата тела кредита, запланированная на 2015-2023 год, смещается на 2019-2027 годы.
Стоит отметить, что эта «победа» Яценюка и Яресько очень и очень условная. Правильнее говорить о том, что кредиторы нашли способ, как остаться при своих интересах, учитывая печальное положение украинской экономики. Как-то довелось читать комментарии под одним из экономических обзоров, что, дескать, украинцы неплохо приспособились, понабирали долги, а теперь им их должны, якобы, списать. Это утверждение не имеет ничего общего с действительностью.
Что бы получила Украина, признай она неспособность выплачивать долги и объяви она дефолт? Если верить заявлению госпожи Яресько, сделанному в июне текущего года, то ничего страшного. Правда, ее заявлению мало кто поверил. Даже не сильно любознательные граждане где-то слышали, что при дефолте национальная валюта сильно обесценивается. Украинцы еще не могут прийти в себя от девальвации гривны в три раза, который произошел в период с марта 2014 по февраль 2015 года, а тут бы пришлось вновь приспосабливаться к следующему витку обесценивания.
Если сейчас минимальная заработная плата на уровне $50 в месяц, где-то на уровне бедных африканских стран, то при дефолте этот уровень мог бы быть понижен в два, а то и в три раза. Правда, есть и иное мнение, что девальвация национальной валюты у нас и так, как при дефолте. И даже если бы она продолжала девальвировать, то речь бы шла о десятках процентов, а не о сотнях.
Международные рейтинговые агентства понизили бы позиции Украины, в результате чего инвесторы бы в эту сторону не смотрели долгие годы. Что касается имеющихся долгов, то тут пришлось бы выбирать один из двух вариантов: либо сильно их реструктурировать, либо выплачивать их по решению Кабмина с учетом имеющихся финансовых возможностей страны.
Но если посмотреть на сегодняшнюю инвестиционную оценку Украины, так она уже сейчас находиться на уровне, как будто страна объявила дефолт. Деньги в нее вкладывать никто не собирается. Единственным надежным источником получения валюты являются займы у МВФ, ЕБРР, других институциональных кредиторов. Яресько озвучила, что подведомственно ей министерство прекратит практику размещения обыкновенных еврооблигаций с фиксированной процентной ставкой. По достигнутому соглашению, страна выпустит 20-летние инструменты восстановления стоимости, сумма выплаты по которым будет зависеть от динамики ВВП Украины. Если экономика нашей страны будет расти до 3% в год — выплаты будут нулевые, на 3-4% — выплаты составят 15% от этого процента прироста ВВП, превышающего 3%, а более 4% роста — 40% стоимости от каждого процента роста. Указанные условия будут действовать только после того, как ВВП Украины достигнет $125,4 млрд (по прогнозу МВФ в 2015 году ВВП составит $84,3 млрд). В 2021-2025 гг. выплаты по этим бумагам будут ограничены 1% ВВП.
По сути, технически уже дефолт. Инвесторы потеряны, гривна обвалена, а вот реструктуризация долга навязывается как раз со стороны кредиторов, хотя должно быть наоборот. Опять же, реструктуризации подлежит лишь небольшая часть госдолга: $19,3 млрд из почти $70 млрд. А остальные долги никто прощать не собирается.
Например, не успев остыть от переговоров, Яценюк мгновенно бросился вещать ультимативным тоном, что России придется принимать такие условия погашения украинского долга перед ней, лучших условий она не получит. Дабы долго не обсуждать этот тезис, просто стоит отметить, что это самое обычное сотрясание воздуха. В международной практике принято, что если 70% кредиторов соглашаются на какие-либо условия, остальные кредиторы автоматически на них соглашаются. Но это не тот случай. И потом, как показывает международная практика с Аргентиной, это совсем не обязательные условия для всех кредиторов.
Что бы не вещал Яценюк, Россия вовсе не обязана соглашаться на предлагаемые условия. И наоборот, какую позицию бы не заняла официальная Москва, по международному праву Украина просто обязана выплачивать долги по полученным кредитам. А Российская сторона заняла четкую позицию – долг должен быть возвращен в полном объеме и в срок. Украина не хочет выполнять эти условия, но и договариваться с Россией тоже не хочет. Ультимативные заявления Яценюка сложно расценивать, как договорный процесс. А значит, существует вероятность реального дефолта по этой части долга, который нужно вернуть в текущем году.
Ладно, Россия, а тут вопрос стал у некоторой группы держателей еврооблигаций Украины. Срок их обращения заканчивается в текущем году, и они справедливо посчитали невыгодными для себя условия реструктуризации коммерческого долга Украины. Как результат, ими выдвинуто требование пересмотра достигнутых условий. А поскольку группа этих держателей не обладает необходимой поддержкой, чтобы блокировать сделку, ее представители обратилась с просьбой к другим держателям украинских евробондов, присоединится к их позиции.
Если добавить, что украинское правительство не чешется, то и вовсе может возникнуть вопрос об актуальности реализации достигнутых соглашений. По ним пакет законов должен быть принят украинским парламентом до 11 сентября, а этого нет. Рассмотрение законопроектов предусмотрено на период 15-18 сентября. Хотя, ожидать нового «31 августа» под стенами Верховного совета не стоит, и пакет законов должны принять большинством голосов. Но время то идет.
То есть, в качестве промежуточного вывода можно выдвинуть такой тезис. Украина, по сути, пребывает в состоянии дефолта со всеми вытекающими для нее последствиями, только продолжает выплачивать долги кредиторам на их условиях. Некоторые эксперты искренне удивились, что по достигнутым соглашениям средняя процентная ставка выросла с 7,2% до 7,75%, вместо того, чтобы понизиться или хотя бы остаться на том же уровне.
Если кто-то считает, что технический дефолт еще не наступил, и это не так очевидно, то напомню, что до 23 сентября текущего года стране нужно погасить $500 млн. долга, а сделано это не будет. При этом закончить начатый процесс реструктуризации до этой даты не получится. А невыполнение обязательств перед кредиторами что означает? Вопрос риторический.
Правда, это уже будет не так страшно, потому что в данной ситуации кредиторы как раз и заинтересованы в ее продолжении, когда дефолт фактически есть, но страна продолжает плясать под дудку кредиторов. Что еще получит Украина от этого соглашения? На протяжении последующих 3-4 лет ожидается, что можно будет сэкономить от $10млрд до $15 млрд. Очень большие достижения, учитывая, что в такую же сумму оцениваются ежегодные потери страны от недополученной выручки с потерянного экспорта, причем не только в Россию, но и в Европу.
А что же дальше? А дальше ожидается, что с $84 млрд ВВП Украины, который запланирован на текущий год, она выйдет на $125 млрд в 2018 году. Откуда такой рост? Очень просто. Данные цифры получены, исходя из ежегодной инфляции почти в 15%. Текущий показатель инфляции в пределах 45%. Вследствие этого специалисты из МВФ предполагают, что номинальный ВВП страны при сложном трехлетнем уровне инфляции в 50%, достигнет заявленного показателя. То есть, это будет означать, что сейчас украинцы покупают молоко по 10-11 грн. за литр, а хлеб по 7-10 грн. за буханку, то через три года они их будут покупать: молоко — по 15-16 грн., хлеб – по 10-15 грн. То есть, рост цен на товары и услуги вследствие инфляции приведет к росту номинального ВВП. Жить от этого лучше не станет, естественно. Но зато появится повод начать выплачивать кредиты в полном объеме, потому что ВВП Украины достигнет той самой отметки в $125,4 млрд.
Кстати, дальнейший рост ВВП, который предполагают специалисты МВФ, показывает, что к уровню ноября 2013 года мы выйдем где-то к 2025 году. С одной стороны, это неплохо, потому что еще полгода назад различные специалисты называли цифру в 15-20 лет, а тут 10 лет… всего!J. Но, выйдя на этот уровень, население будет не в пример беднее, чем они были в том же 2013 году, а долгов у страны будет на порядок больше, с большими процентами. И если в том же 2013 году у страны была работающая промышленность, неплохой экспорт товаров с высокой добавочной стоимостью, запланированные инвестиции на 2014 год, то ничего этого уже не ожидается. По крайней мере, если нынешняя политика государственного самоубийства будет продолжена.
Очень показателен еще один нюанс. Как воюющая сторона, какой себя считает официальный Киев, можно было давить на этот аспект, чтобы списать солидную часть долгов. Например, в 2011 году Греции списали 50% долгов, хотя ее экономическое положение было значительно лучше. Но, во-первых, одно дело на словах хлопать по плечу Порошенко и Яценюка и обещать, что «заграница вам поможет», другое дело — официально, на международном уровне признать, что Украина воюет с другим государством. Этого нет, и не предвидится.
Во-вторых, в государстве, в котором правят банкиры, соблюдаются интересы банкиров, а не народа. Поэтому Украину будут ставить в любое положение, пока сохраняется возможность хоть сколько выдавливать с государства финансовые средства.
И, наконец, в-третьих. На волне этих сомнительных побед Яценюка, активы в Украине будут стремительно дешеветь. А значит, они могут быть скуплены за бесценок сомнительными субъектами. Страна от этого получит пшик, а вот население страны обнищает еще больше. Но… никто и не обещал, что евроинтеграция будет легкой. Кстати, никто не обещал, что история с евроинтеграцией закончится счастливым концом.
Зато, на радость особо майданутых Украина избавится от имперского «ярма». Потому что, запускать ракеты в космос, строить передовые корабли, иметь высокотехнологическую индустрию и промышленность, это большое зло. Куда лучше с веником и шваброй в итальянских гостиницах убираться, с мастерком и раствором на стройках в Польше и Португалии работать или в Финляндии помидоры собирать. Видимо, именно так выглядит новая украинская мечта.

Киев

ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
15 сентября 2015, 22:30
Автор: Михаил Суворов
Просмотров: 1725
Поделиться:

Ссылки по теме

Комментарии к статье 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)